Главная страница » Локальные обусловленные цвета


Локальные-обусловленные цвета

Все окружающие нас предметы мы зрительно различаем по цвету: трава - зеленая, апельсин - оранжевый, яблоко- желто-красное и т. д.

По-разному освещенные участки предметов имеют различные цветовые оттенки. Одни из них-темные, другие - светлые. Если на затененные участки падает свет, отраженный от других предметов, получаются цветные рефлексы. На ярко освещенных участках с гладкой поверхностью образуются блики.

В цветоведении часто употребляют понятия локальный цвет (ил. 1,а), когда говорят о цвете как об окраске предметов, и обусловленный цвет (ил. 1,6), когда говорят о цвете различно освещенных участков, имея в виду изменения не только окраски, но и освещения. Излучения, вызывающие ощущения различных цветов, называются цветовыми стимулами.

Константность цвета. В нашем сознании прочно закреплены представления о цвете предметов как естественном их признаке: помидор - красный, а если он не созрел, то-зеленый, вишня - вишневая, малина - малиновая.

Устойчивые представления о цветах предметов, об их форме и размерах относятся к психофизике зрения и называются явлениями константности зрительного восприятия. Устойчивое представление о цветах предметов, обусловленных их окраской, называется константностью цвета. Такие психофизические закономерности выработались в процессе эволюции нашего зрения. Ощущение цвета усиливается при опасных ситуациях и уменьшается при усталости.

Окраска предметов опознается при различном освещении, причем память на локальные цвета, представляющие окраску предметов, зависит от накопленного опыта. Люди, которые по роду своей работы часто сравнивают разноокрашенные изделия, конечно, лучше помнят их цвета и узнают их при любом освещении. Однако даже при накоплении опыта трудно по памяти воспроизвести цвета предметов, не видя их перед собой. Поэтому точное




а б

Ил. i. Локальный цвет (о) н обусловленный (б)

воспроизведение локальных цветов не обязательно. Это постоянно подтверждается практикой фотографических и полиграфических процессов.

Можно значительно изменять красители цветной кинопленки, но если на ней будут правильно воспроизводиться цвета серой шкалы, то и все изображение зрительно будет восприниматься удовлетворительно. И черно-белые снимки мы рассматриваем с интересом, если на них четко обозначены предметы и реально отображены светотеневые и перспективные соотношения.

Говоря о константности цвета, следует иметь в виду не только устойчивые представления о локальных цветах предметов, но и о цветовых соотношениях в светотеневых переходах.

Благодаря накопленному опыту в определении цветности освещения мы обычно легко обнаруживаем ошибки в передаче светотеневых переходов в светах и тенях объекта. Поэтому, чтобы получить более точное воспроизведение, важно не только передавать окраску предметов, но и соотношения обусловленных цветов - правильно отображать теневые ряды.

Теневыми рядами называют цвета участков предмета, имеющих одинаковую окраску, но разную освещенность.

Главное требование, предъявляемое к цветным пленкам и процессам их обработки,- правильная передача серой шкалы, которая представляет собой один из самых важных теневых рядов. Правильное воспроизведение цвета в светотеневых переходах способствует передаче цвета освещения и колорита изображаемого объекта.

В то же время в самих объектах съемки в зависимости от освещения цвет в тенях меняется по сравнению с цветом ярко освещенных участков. Например, в ясный солнечный день тени освещаются голубым светом от небосвода. В процессе съемки фотограф выбирает и изменяет, если это требуется, соотношение цветов в



светах и тенях объекта. Именно поэтому фотопленка и ее обработка должны обеспечивать точное воспроизведение выбранных светотеневых соотношений, а контроль их воспроизведения можно осуществлять по шкале серых цветов.

Цвета освещения и колорит изображения. Цветом мы характеризуем не только отражающие и пропускающие свет предметы, но также источники света и создаваемое ими освещение. Например, чистый небосвод в зените бывает голубым или синим, на закате - золотистым. Дневное солнечное освещение мы считаем белым, а вечернее - красноватым. В осенний пасмурный день все предметы мы видим бесцветными , даже сам день называем серым .

Представление о цвете источников света, и тем более о цвете освещения, не столь устойчиво, как об окраске несветящихся предметов. Это объясняется тем, что повседневно мы рассматриваем множество несветящихся предметов и сравниваем их по цвету, поэтому создается устойчивое представление об окраске предметов.

Разные по цвету источники света иногда удается видеть одновременно. Например, при вечернем освещении улицы мы замечаем, что свет металлогалогенных ламп - зеленовато-желтый, а электрических - желтовато-красноватый. Однако обычное освещение создается одноцветными источниками света, и поэтому их цвет мы не замечаем, а видим соотношения цветов разноокрашенных предметов.

Эта бессознательная поправка на цвет освещения имеет принципиальное значение для получения цветных изображений: при каком бы цвете освещения ни фотографировали объект, изображаться он должен почти всегда так, чтобы белые детали получались на снимке белыми или близкими к белым. Следовательно, в цветных фотографических процессах, так же как и в других репродуктивных процессах, воспроизводятся не сами цвета, а цветовые соотношения.

Представление о цвете освещения возникает вследствие изменения зрительного восприятия цветовых соотношений, особенно в свет&х и тенях. При вечернем солнечном освещении мы лучше различаем красные, оранжевые, пурпурные цвета и значительно хуже синие, сине-зеленые, голубые. Поэтому цвет вечернего освещения представляется нам красным.

Преобладание тех или иных цветовых тонов в рассматриваемом объекте или изображении определяет его колорит. Колорит относится к важнейшим средствам эмоциональной выразительности. Он может быть теплым при