|
Почему остановили выпуск советского фотоаппарата «Алмаз», предназначенного для профессионалов-журналистов?
Начиная с 1949 года каждая из стран Союза Экономической Взаимопомощи специализировалась на выпуске конкретных товаров. Целью такого разделения производства была минимизация конкуренции на внешнем рынке. В СССР преобладал выпуск фотоаппаратов, предназначенных для фотографов-любителей. Много интересной информации о советских фотоаппаратах собрано в статьях на сайте amazingworld.ru. Профессиональные фотокамеры для крупных издательств приходилось централизованно закупать за конвертируемую валюту в ГДР («Praktica») и Японии («Nikon F2»). Но фототехники предоставлялось недостаточно. Союз журналистов требовал обеспечения качественными фотоаппаратами.
Чтобы сэкономить валютные средства, советские конструкторы начали разработку профессионального зеркального однообъективного фотоаппарата «Алмаз».
Неудачная попытка создания профессионального фотоаппарата для журналистов
В 1975 году И.П. Корницкий от имени Министерства оборонной Промышленности СССР поставил перед директором «ЛОМО» Панфиловым задачу: создать для журналистов профессиональную зеркальную камеру. Годовой выпуск требовали довести до 25 тысяч экземпляров. Выделили средства на закупку импортной фототехники, объективов. Главным конструктором назначили А.П. Авдонина, конструирование затвора поручили М.П. Биюшкину.
В 1982 году на оптико-механическом заводе в Ленинграде собрали пробный образец фотоаппарата «Алмаз-101». Прототипом послужила японская фотокамера «Nikon F2». Сомнение вызывало качество затвора. От устаревшего затвора с горизонтальным движением гибких шторок решили отказаться. Возник вопрос: применять импортный или разработать новую конструкцию. Закупили 6000 немецких затворов «BX», которые планировали установить на будущий фотоаппарат.
Советские конструкторы установили на фотоаппарат ламельный затвор с достаточным диапазоном выдержек. Съемные пентапризма и фокусировочные экраны позволяли журналистам осуществить ручную точную фокусировку объектива, добиваясь наилучшей резкости профессиональной съемки. Такими возможностями не обладал ни один советский фотоаппарат. «Алмаз» стал первой профессиональной системной фотокамерой.
Но в модели «Алмаз-102» отсутствовала экспонометрия. Для профессиональной фотокамеры это считалось большим недостатком. Собрали всего 63 экземпляра и отказались от серийного выпуска.
Фотокамера «Алмаз-103» чаще всего поступала в продажу. Выпустили 9508 экземпляров. Розничная цена: 295 рублей. У массового покупателя дорогой фотоаппарат спросом не пользовался.
Закупленные немецкие затворы решили использовать для выпуска модели «Алмаз-104», которую планировали оснастить экспонометрией. Но выпустили только 6 штук, не сумев устранить недостатки и запустить серийное производство.
Жизнь фотокамер марки «Алмаз» можно описать несколькими строчками:
1. 1977 год: получение товарного знака «Алмаз» в патентном отделе объединения «ЛОМО».
2. 1982 год: выпущен пробный образец профессиональной зеркальной фотокамеры «Алмаз-1».
3. 1979—1984: собрано всего 63 фотокамеры «Алмаз-102».
4. 1980—1986: выпуск модели фотоаппарата «Алмаз-103» в количестве 9508 штук.
5. 1988 год: несколько пробных экземпляров «Алмаз-104», которые так и не запустили в серийное производство.
Почему хорошая идея создания профессионального фотоаппарата не нашла своего применения? Фотокамеру разработали как модульную конструкцию. Планировали, что это облегчит и ускорит ремонт быстрой заменой целого модуля. Но именно это оказалось слабым звеном профессионального фотоаппарата. Конструкторы не учли, что после такого ремонта потребуется дорогая и трудоемкая настройка всех межблочных связей. Квалификация рабочих, которые занимались сборкой сложной фотокамеры, была недостаточной. На повышение квалификации времени и средств не предусматривали. Поэтому плохое качество сборки было главным недостатком выпускаемых моделей.
В 1986 году Союз журналистов официально заявил, что качество и точность фотоаппаратов «Алмаз» их не удовлетворяет и они не заинтересованы в производстве фотокамер. Выпуск приостановили. Для редакций фотоаппараты поступали по цене, которая была ниже себестоимости камеры. Ленинградское объединение «ЛОМО», которое перешло на хозрасчет, несло убытки. Отказ от производства фотоаппаратов марки «Алмаз» был правильным решением. Но попытка создать в СССР высококлассную профессиональную фотокамеру закончилась крахом.
|