Главная страница » Фотокинотехника (фотоаппарат и кинокамера)


ФОТОКИНОТЕХНИКА

Фотоаппарат и кинокамера дают любому человеку возможность запечатлеть на фотоснимке или в фильме знаменательные события, портреты родных и друзей, явления окружающего мира, картины природы и т. п. Люди разных возрастов и профессий, с различными вкусами, характерами и наклонностями составляют многомиллионную армию фото- и кинолюбителей. Язык фотографии доступен и понятен всем. Человека с фотоаппаратом или кинокамерой молено встретить в полярных льдах и экваториальных джунглях, в знойных песках пустыни и на горных вершинах, на космическом корабле и в глубинах мирового океана. Фотографический и киносъёмочный аппараты приобрели огромную популярность, прочно вошли в быт миллионов людей во всём мире.

Первоначально, после изобретения (1839), фотография использовалась как способ фиксации портретных и натурных изображений, и поэтому первыми фотографами чаще всего были художники. По мере совершенствования фотоматериалов и технологии их обработки, создания более совершенных фотоаппаратов и освоения новых приёмов съёмки значительно расширились возможности фотографии и сфера её применения. В конце 19 в. фотоаппарат взяли в руки люди, часто сталкивающиеся с необходимостью делать натурные зарисовки: путешественники, натуралисты, этнографы. Документальность и наглядность изображения, создаваемого фоюаппаратсм, привлекли внимание учёных, инженеров, журналистов, врачей и других специалистов, для кого процесс фотографирования быстро стал важным элементом их научной, производственной и общественной деятельности. В 20 в. фотография вышла на одно из первых мест среди средств массовой информации, получила широкое распространение во многих областях науки, техники и кзльтуры; будучи, в сущности, техническим способом воспроизведения изображения, превратилась в особый вид искусства - фотоискусство, стала технической основой самого массового вида искусства - киноискусства.

Термин фотокинотехннка не имеет строгого определения. Обычно под этим словом подразумевают совокупность технических средств, приёмов и способов съёмки, служащих для получения устойчивого изображения на фотобумаге, фото- или киноплёнке, его демонстрирования и хранения; в более широком смысле фотокшютех-ника охватывает также отрасли науки, техники и производства, обеспечивающие разработку, изготовление и использование аппаратуры и материалов, применяемых в фотографии и кинематографии. Современные фотография и кинематография развиваются на основе широкого использования достижений физики (особенно оптики), химии, светотехники, электроники, точкой механики, измерительной техники, приборостроения и др.

Все технические средства фотокинотехники можно подразделить на следующие основные группы: съёмочная аппаратура (фотоаппараты, киносъёмочные аппараты); фот о м а т е р и а л ы (фото- и киноплёнка, фотобумага, фотокомплекты для диффузионного фотографического процесса, диазотипные и элек-



трофотографичсские материалы и т. д.); р е а к т и в ы для химико-фотографической обработки фотоматериалов; оборудование для изготовления фотоснимков и фильмов (копнро вальные станки и аппараты, фотоувеличители, кинокопировальные аппараты., машины трюковой печати, аппаратура для озвучивания фильмов и копирования фонограмм, фотостаты, автоматы для фотопечати, мультипликационные станки, аппаратура для микрофильмирования и т. п.); с р е д с т в а для демонстрирования фото- и киноизображений (кинопроекционные аппараты, диапроекторы, эпипроекторы, стереоскопы, диаскопы, проекционные экраны, просмотровые лупы и пр.); принадлежности для фото- и киноаппаратуры (сменные объективы и видоискатели, съёмные дальномеры, оптические насадки, приставки для макросъёмки, удлинительные кольца, бленды, светофильтры, штативы, адаптеры, переходные кольца, каше, маски, панорамные голоеки и пр.); технологические машины, устройства и приспособления (проявочные бачки, кадрнрующие и копировальные рамки, электроглянцеватели, сушильные аппараты и шкафы, склеечные прессы, проявочные машины, фильмостаты, монтажные и звукомонтажные столы и лр.); вспомогательные средства (экспонометры, осветительные приборы, боксы для подводной съёмки, операторский транспорт, магнитофоны и пр.); кинотелевизионная техника.

Фотоаппарат и кинокамера позволяют получить на фотоматериале (например, на фото- или киноплёнке) скрытое изображение объекта съёмки; после соответствующей химико-фотографической обработки фотоматериала это изображение становится видимым. Таким образом, наличие фотоаппарата пли кинокамеры, фотоматериала и химикатов - необходимое условие для получения фотоснимка или фильма. Однако качество фото- и киноизображения, как показывает практика, определяется в первую очередь не сложностью конструкции и не техническим совершенством съёмочного аппарата (как многие ошибочно думают), а качеством фотоматериала и технологией его обработки. Поэтому крупнейшие фирмы и производственные объединения, выпускающие фото- и киноаппаратуру, в своих поисках новых направлений в развитии фотографии особое внимание уделяют фотоматериалам и технологии их химико-фотографической обработки, а создание аппаратуры и приспособлений подчиняют наиболее эффективному использованию нового фотоматериала. Не меньшее значение для получения качественного изображения имеют искусство, квалификация фотографа или кинооператора - их умение правильно оценить условия съёмки и выбрать оптимальную экспозицию, навыки в обращении с фотоаппаратом или кинокамерой, способность эффективно использовать выразительные средства фотографии и приёмы киносъёмки.

Одна из важнейших особенностей фотокинотехники состоит в том, что фото-и киноаппараты, с одной стороны, являются предметами культурно-бытового назначения, которыми широко пользуются фото- и кинолюбители, а с другой - орудиями труда профессиональных фотографов и кинематографистов, учёных и производственников. Соответственно и каждая из категорий пользователей предъявляет к фотокинотехнике свои требования. Например, для фотолюбителей нужен простой и удобный в эксплуатации фотоаппарат, с помощью которого можно было бы получить фотоснимки удовлетворительного качества; немалое значение имеют также его компактность, масса, внешний вид, стоимость. Для профессиональных фотографов главное в фотоаппарате - возможность получения высококачественных фотоснимков практически независимо от условий съёмки, при этом конструкция фотоаппарата и его характеристики должны обеспечивать широкие возможности для реализации замыслов фотографа; внешний вид фотоаппарата, его размеры и стой-



мость для профессионального фотографа не столь существенны, как для фотолюбителя, и определяются главным образом назначением аппарата (например, для съёмки в павильоне, для аэрофотосъёмки, репродукционной съемки). Ещё более ощутима разница между любительской и профессиональной киноаппаратурой. Например, любительский фильм, как правило кезвуковой, снимается чаще всего на 8-мм, реже на 16-мм киноплёнку; любительские кинокамеры просты по конструкции, их объективы обычно имеют постоянную фокусировку (на 5-7 м); система зарядки киноплёнки - бобинная или кассетная (от 7,5 до 30 м киноплёнки). В отличие от любительского профессиональный кинематограф выпускает только звуковые фильмы, преимущественно на 35- или 70-мм, реже на 16-мм киноплёнке; более сложная конструкция киносъёмочного аппарата упрощает реализацию некоторых приёмов киносъёмки (например, съёмку с наплывом *, в затемнение , из затемнения ); в профессиональных кинокамерах применяют, как правило, объективы с переменным фокусным расстоянием, кроме того, в комплект кинокамеры часто включают наборы сменных объективов; фокусировка объектива производится по шкале расстояний или по изображению на матовом стекле визира; система зарядки - кассетная (кассеты вмещают от 300 до 600 м киноплёнки). Помимо различий в аппаратуре, применяемая в профессиональном фнльмопроизводстве технология с использованием проявочных машин, кинокопировальных аппаратов, машин трюковой печати, установок для комбинированных съёмок, монтажного оборудования, аппаратуры звукозаписи и т. д. столь сложна, что осуществить её в домашних условиях практически невозможно.

Чтобы предоставить фото- и кинолюбителям возможность работать с современной дорогостоящей аппаратурой, обеспечить их необходимым научно-техническим н художественным руководством, в СССР и странах социалистического содружества при дворцах культуры, клубах, на предприятиях и в учебных заведениях создаются кружки и секции фотокинолюбителей, оснащённые современными средствами фотокинотехники. Занятия в фотокружках и фотостудиях помогают фотолюбителям приобрести необходимые навыки в обращении с современной фотоаппаратурой и научиться пользоваться на практике методами и приёмами профессиональных фотографов. Точно так же кинолюбители получают возможность создавать фильмы, в том числе художественные, по технике исполнения приближающиеся к фильмам профессионального кино. Таким образом, творчество фото- и кинолюбителей приобретает черты профессионального мастерства, а полученный опыт позволяет им успешно применять самую сложную аппаратуру. Во многих странах для удовлетворения нужд фото- и кинолюбителей фирмы - производители средств фотокннотехннкн организуют системы централизованного обслуживания, обеспечивающие выполнение всех видов работ от зарядки фото- или киноаппарата до изготовления фотоснимков, диапозитивов и фильмокопий. Такая форма обслуживания исключает необходимость организации домашней фотолаборатории и приобретения соответствующего оборудования, фотоматериалов и химических реактивов, позволяет с меньшими затратами материальных средств и времени получать готовые снимки и фильмы.

2>ольшое разнообразие моделей, широкий диапазон их характеристик, определяющих технический уровень (класс) аппаратуры, создают для фото- и кинолюбителя (особенно начинающего) значительные трудности при выборе и приобретении той пли иной модели. Поэтому наиболее часто фото- и киноаппаратура оценивается и рекламируется по конечному продукту - качеству фотоснимка или фильма, стоимости их изготовления и затраченному при этом времени. Обусловлено это тем, что если количественные характеристики технических средств фотокннотехннкн (например, формат кадра, диапазон выдержек, светочувствительность фотоматериала, частота киносъёмки, ёмкость кассеты) имеют более или менее объ-