Главная страница » Фотосъемка изобразительной фотографии
Фотосъемка изобразительной фотографии Для овладения процессом фотографирования, кроме практики обращения с техникой освещения и материалами, необходимы теоретические знания о цвето- и тоновоспроизведении, которые в совокупности с экспонометрией фотосъемки и практическими навыками вырабатывают соответствующее фотографическое мастерство. Технические характеристики современных се-ребросодержащих светочувствительных слоев позволяют качественно воспроизводить изображение объекта съемки на всех видах фотографических материалов в зависимости от их назначения. При этом для получения технически полноценного фотографического снимка съемочный процесс, несмотря на кажущуюся простоту, требует обязательного выполнения определенных условий, норм и правил. Фотографическое воспроизведение объекта - технологический процесс, разделяющийся на фотосъемку, обработку и фотопечать или на фотосъемку и обработку прн получении позитивного изображения методом обращения. На каждой стадии неизбежны искажения. Сведение их к минимуму возможно лишь при учете всех факторов, влияющих на фотографический процесс, с обязательным исключением всех предполагаемых ошибок. Все съемочные объекты в своем большинстве цветные. При черно-белой съемке цвета воспроизводятся передачей их яркостей посредством белого, серого и черного тонов, т. е. тонрвоспроиз-ведением. В цветной фотографии цвет объекта воспроизводится как по цветности (цветовой тон плюс насыщенность), так и по яркости, носящей характер тоновоспроизведения (как и в черно-белом процессе). Обе характеристики цветовоспроизведения - цветность и яркость - находятся в неразрывной связи между собой, поскольку от правильной передачи тона зависит естественное воспроизведение цвета. Основной технической задачей фотосъемки, кроме подготовительного этапа, является оптимальное экспонирование фотослоя на выбранном фотоматериале с учетом светорассеяния и применения фотографических изобразительных средств, необходимых для передачи градаций тоиов и цветов объекта. Фотообработка экспонированного негативного материала должна обеспечивать определенную контрастность негатива, необходимую для передачи задуманной градации объекта в изображении на определенном позитивном материале. Съемка и обработка взаимосвязаны между собой в части согласования экспозиции с временем проявления в заданном проявителе. Обе величины в совокупности определяют копировальные характеристики негатива. В общем фотографическом процессе экспонометрия фотосъемки является важнейшей основой для получения необходимых оптических параметров будущего негатива, поэтому требует к себе особого внимания.
Фотосъемка - это фотографический процесс, в течение которого определенное количество света, отраженное выбранным объектом в рамке кадра, субъективно оцененное человеческим глазом, объективно измеренное прибором, правильно скорректированное светофильтром и композиционно сформированное фотографическим объективом, точно дозируется диафрагмой и выдержкой фотокамеры для экспонирования заряженного в нее светочувствительного материала. Фотосъемка происходит во время экспонирования, обеспечиваемого технической возможностью съемочной камеры. Подготовительный этап съемки содержит значительное количество технологических работ и условий, из которых невыполнение даже одного приводит к искажению конечного фотографического результата. На основе творческого замысла будущего фотоснимка в подготовку к съемке входит: ознакомление с объектом и его световая композиционная организация; выбор светочувствительного материала и его испытание на пригодность . в данном виде съемки; установка искусственного света или анализ естественного освещения, его интенсивности и спектрального состава; подбор светофильтра и различных насадок на объектив; определение контраста будущего негатива с учетом используемого позитивного материала и многие другие дополнительные работы. Фотографическое тоновоспроизведение различают объективное и субъективное. К объективному тоновоспроизведению относят фототехнический процесс получения изображения с большей или меньшей степенью точности воспроизведения оптическими плотностями градаций тоиов объекта, к субъективному - психофизиологическое восприятие позитивного изображения, определяемое способностью глаза воспринимать градацию тонов, переданную на фотоснимке в данных условиях освещения. Основная задача фотографического воспроизведения тонов в практике фотолюбителя - получение не технически достоверного изображения объекта на фотоматериале, а воспринимаемого зрением эстетического качества этого изображения. Такое отношение к фотографированию соответствует более правильному пониманию технических изобразительных средств. Из него вытекает требование так называемого психологически точного тоновос-произведення , единственно приемлемого при художественных фотосъемках. Техническая фотография к фотоснимку предъявляет другие требования. Художественная фотография относится к изобразительному искусству и ей свойственны такие закономерности станкового живописного искусства, как цельность и единство образа, строгость композиции и психологическая выразительность при общей жизненной содержательности фотоснимка. Ни одно положение из практики изобразительного построения черно-белого снимка ие теряет своего значения в цветном. В цветной фотографии еще больше повышаются требования к освещению и компоновке кадра для получения смысловой направленности фотографического снимка. Изображение на цветной фотобумаге адекватно станковому живописному, так как они равноценны по отраженному свету от плоскости, воспринимаемому человеческим глазом. От этих изображений значительно отличается обращенное цветное изображение на пленке. Оно богаче по цвету и свету, поскольку при проекции на экран просвечивается мощным потоком светового луча проектора. При этом
все краски природы (блики на воде, лучи Солнца, пронизывающие утренний туман в летнем лесу, заход и восход Солнца) создают сильное эмоциональное ощущение. А в передаче колорита природы н человеческого тела живопись значительно богаче цветной фотографин, поскольку живописец располагает иными изобразительными возможностями, она разнообразнее и легче выполнима. Телесный цвет цветного фотографического изображения по сравнению с естественным часто отличается излишней светлотой, кирпичным оттенком или рыжеватостью, а темные оттенки создают тяжесть в изображении. Воспроизвести телесность человеческого тела в цветном изображении сложно и не всегда удается даже при очень тщательной работе на всех стадиях цветного воспроизведения. Поэтому правильность цветовоспроизведения человеческого лица следует искать не в копировании его природного цвета, а в соблюдении закономерных цветовых отношений в кадре, а также в пластической, эмоциональной или сюжетной логике построения и развития его колорита на фоне всего изображения. В логике применения белого и цветного освещения белый свет остается основным, исходным средством получения фотографического изображения. Белым светом обеспечивают естественное цветовоспроизведение, создавая общую светотеневую установку освещения, а цветным дополняют нюансы, обогащая цветовую гамму в деталях и тенях, создавая гармонию в колорите цветного снимка. При освещении объекта только белым светом с передачей чисто локального цвета предметов цветовая композиция получается более условной. В цветном изображении в большинстве случаев имеются взаимные отражения и обмен оттенками излучений, создающими определенный колорит и эмоциональную значимость фотоснимка. Решение колористической задачи должно подчиняться не только внешним условиям объекта съемки, но и смыслу и сюжету. Как в цветном, так и в черно-белом сиимке поиски цвета и колорита должны служить раскрытию драматургического замысла изображения. При увлечении цветным освещением бег учета сюжета можно не осуществить замысел, а получить лишь колористические сочетания, не отвечающие задачам фотографирования, и огрубить изображение. Цветной снимок, как и всякое произведение искусства, начинается с замысла. Для получения на снимке хорошего цветового изображения необходимо задумать его еще в цвете; его надо мысленно увидеть до начала подготовки к съемке. Шедевры цветовых фотографических изображений рождаются в определенной обстановке. На цветных снимках, в большинстве случаев ие имеющих органического слияния смысла и цвета, должна быть видна забота об определенной культуре цвета. Поэтому необходимы замысел и его неукоснительное выполнение в постановочной съемке. Если при цветной съемке замысел снимка не требует цветового решения как единственного, незаменимого художественного средства, то цвет должен стать внешней формой (оболочкой). Тогда все свои стремления фотограф должен направить на придание этой оболочке высокой художественности. При создании художественного произведения фотограф должен мыслить цветом, должен чувствовать колорит цветовой живописи. Чувство колорита должно быть обязательным. В цветовом изображении цвет должен предопределяться замыслом снимка, построенным на основе цветовой символики. Цветовое фото-
|