Главная страница » Фотосъемка изобразительной фотографии


юдей характеризуется распределением яркости их фигур, помещенных в кадре в основном во весь рост (реже по грудь) в какой-либо обстановке - в школе, на производстве, природе, улицах города, стадионе (фоторепортаж) с соответствующими условиями освещения. Ориентировочно большую часть площади кадра занимает в основном одежда. Остальная часть примерно поровну заполняется фоном и лицами людей. Лица всегда светлые, одежда же бывает разная, но в большинстве случаев серая И темная, очень редко черная. Это первая, основная и наиболее Иаспространенная группа объектов средней яркости. Особо выделяется вторая группа объектов, например врачей в белых ха-. латах за операционным столом в помещении, покрытом белым

>

Лицо людей

темных объектов

белых объектов

Яркости темных объектов

Йекастибелых объектов

тр. 130. Стилизованные характеристические кривые с ориентиро-шым распределением яркостей темных и белых объектов при Ксчетной (о) и скоректированной экспозицией (б)

афелем. Различие между темным и белым объектом съемки характеризует различие и в экспозиционном отношении, не позво-яющем фотографировать их с одной и той же экспозицией. На рис. 130, а на характеристической кривой показано распределение яркостей первой и второй группы, показывающее несовместимость их съемочных экспозиций. При гипотетически равных условиях равномерного освещения для первой группы рекомендуется применять расчетную экспозицию или увеличивать ее на 1/2 1 ступень шкалы EV. Экспозицию для второй

группы объектов следует уменьшать на такую же величину (рис, 130, б). Тогда у темных объектов будет хорошо проработана вся темная фактура, а белые получат деталировку светотени и несколько притемненные лица. Для темных объектов, снимаемых при естественном освещении, как правило, экспозицию применяют расчетную, поскольку светлое небо в кадре занимает относительно нормированную площадь (1/10...1/12 площади кадра).

I 182. Экспозиционные особенности съемки в интерьере. Кроме обычных условий съемки в интерьере с лампами накали ia-ния используют еще два характерных условия: съемку при пряном дневном свете (портрет у окна) и съемку днем при контров'>м Свете из окна. Дневной свет обеспечивает достаточную осве-

fieHHOCTb при съемке в помещении и принимается за ключевой, еневую сторону объекта в большинстве случаев подсвечивают. Для этого применяют зеркало нли отражатель (рис. 131,а) в зависимости от контраста освещения. При использовании зеркала Контраст можно почти выровнять, а отражателя - создать не-



большую затененность. Расчетную экспозицию при замере освещенности от света из окна увеличивают в два раза.

Съемку против окна (рис. 131, б) обычно применяют для изображения на снимке внешней среды как фона. Затененную часть объекта подсвечивают импульсной лампой или другим осветителем. При этом контраст освещения выбирают при соотношении света подсветки к свету из окна как 1 : (1,5...2) соответствующим


Рис. 131. Схемы съемки объекта при ключевом свете дня с подсветкой от отражателя (а) и отдельной лампы (б)

,Ллотность лица

эффекту дневного света. Для этого экспонометром-люксметром (с молочной насадкой) определяют экспозицию, затем при тех же условиях пару диафрагма - выдержка при измерении света за окном. Подбором расстояния от объекта до импульсной лампы находят такую экспозиционную пару, при которой экспозиция от лампы меньше определенной ранее экспозиции на 1/2... I ступень шкалы EV. Для получения эффекта вечера за окном эту

разницу увеличивают до 1,5... ...2 ступеней.

183. Экспозиционные особенности съемки больших водных пространств. Водные поверхности отражают свет неба и часто свет Солнца под углом зеркального отражения. Многочисленные яркие блики особенно интенсивны при частой волне и безоблачном небе. При больших пространствах воды (на море) и неба в кадре их суммарная яркость создает повышенную освещенность и значительное светорассеяние на фотопленке в съемочной камере, от которого негатив получает значительную плотность (рис. 132). При фотографировании в таких условиях расчетную экспозицию следует уменьшать

в два - три раза (на 1 1,5 ступени шкалы EV).

184. Экспозиционные особенности съемки в сумерках. Сумерки (свет зари) - время рассеянного освещения малой интенсивности с быстро изменяющимся светом неба [35(116)]. Съемка в сумерки называется режимной при достаточной освещенности в интервале 20...30 мии, в течение которого фотографируют

Яркости Водных пространств

Рис. 132. Стилизованная характеристическая кривая с распределением яркостей светлых элементов водных пространств



с применением подсвечивающих устройств. За пять минут освещенность от неба изменяется примерно в два раза, что требует оперативности в подготовительном периоде съемки. В сумерки (обычно вечером) при Солнце, находящемся за горизонтом, снимают в основном жанровые сцены или портреты на фоне пейзажа в сторону зари или в противоположном направлении. При съемке в сторону зари без подсветки воспроизводятся силуэты фигур или портрета на фоне относительно светлого неба на горизонте. При съемке в противоположную сторону лнца освещаются светом зари, поэтому в самом начале сумерек могут быть получены


Рис. 133. Стилизованная характеристическая кривая с распределением яркости неба в различное время суток (а) и схемы съемки объекта: в сторону зари с подсветкой от отражателя или зеркала (б), в сторону зари с подсветкой от двух отражателей или зеркал (в) и с подсветкой от импульсной лампы (г)

приемлемые результаты. При этом темный фон на снимке получается вечернего или ночного характера.

При съемке в сумерки следует учитывать адаптацию зрения. Следствие повышенной светочувствительности при малых осве-щенностях глаз хорошо различает окружающую обстановку, для фотопленки такая освещенность мала. Поэтому в сумерки желательно применять пленку относительно высокой чувствительности. Фотосъемке в сумерки характерны значительные сложности, поэтому без предварительной подготовки трудно поручить нормальные результаты.

Для того чтобы в сумерках правильно сориентироваться яркости неба с воспроизведением его на снимке соответству-щим тоном, следует руководствоваться характеристической ривой фотопленки, изображенной иа рис. 133, а. При съемке днем тон яркого неба воспроизводится в негативе плотностью = 1,3...1,6. Плотность лица при дневной съемке примерно равна D = 1 и на снимке получается темнее с воспроизведением




Яндекс.Метрика