|
Главная страница » Истоки фотографии
Истоки фотографии Еще в доисторические времена у человека появилась потребность изображать внешний мир, особенно жнвотных, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Об этом свидетельствуют многочислен* ные наскальные рисунки* Со временем из этой потребности родилось изобразительное искусство, отражаю действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Мысль о светописном изображении появилась значительно позже,- созданию фотографии предшествовали открытия многих поколений ученых и изобретателей. Решающее значение имели, во-первых, изобретение камеры-обскуры н, во-вторых, открытие явления светочувствительности ряда веществ. За четыре века до нашей зры древнегреческий ученый и философ Аристотель уже описал явление, послужившее импульсом для создания камеры-обскуры. Явление светочувствительности также стало известно в древности, когда обратили внимание на выцветание окрашенных тканей, но еще не связывали его с действием света. Впервые действию света было приписано почернение поверхности кости, обработанной раствором серебра в азотной кислоте, т. е. раствором AgNOj (В. Гомберг, 1694). Позднее светочувствительность хлористого серебра наблюдали Шуль-це (1727) и Шееле (1777). Шульце не только подтвердил явление светочувствительности, но и впервые показал возможность светописи: он прикладывал к плоской стенке сосуда, в котором находилась взвесь мела в растворе азотной кислоты, содержащей следы серебра, трафарет с вырезанными буквами и словами и наблюдал после экспонировании на меловом осадке отпечатки трафарета. Хотя Шульце и был первым, полу- чившим изображение под действием света, его, вопреки мнению Эдера, все-таки нельзя считать изобретателем фотографии. Важным этапом в изобретении фотографии явилось умелое сочетание светочувствительной среды с камерой-обскурой. Здесь, естественно, исследователей подстерегали немалые трудности, и поэтому первые попытки предвестников фотографии Веджвуда и Дэви оказались неудачными. Уверенно можно сказать, что изобретение фотографии связано с именами Луи Жака Дагерра и Вильяма Генри Фокс Талбота, при этом необходимо отметить, что их работам предшествовали опыты Жозе-фа Ннсефора Ньепса. Несмотря на то, что гелнографические опыты Ньепса, по существу, относятся к полиграфии, они тем не менее оказали громадное ориентирующее влияние на работу последователей. Работы Дагерра и Талбота знаменуют собой начало истории фотографии; однако судьба их открытий оказалась неодинаковой. Хотя дагерро типия и позволяла получать прекрасные изображения, сохраняющие и поныне свою эстетическую ценность, каждое из них было единственным и уникальным. Способ Дагерра исключал возможность размножения снимков. Снимки же по способу калотипни (талботипни) были далеко не столь совершенными, зато именно изобретение Талбота положило начало не-гативно-позитивному процессу т. е. современной фотографии. К I860 году дагерротипию вытеснил из прок тики мокрый коллодионный процесс, в котором также была использована позитивная печать с первичного негативного изображения. Хотя фотография зародилась во Франции и Англии, она быстро про
никла а другие страны Европы к в Америку. Буквально с первых же дней своего существования она стала известна и в России. Плодотворное и перспективное новшество прежде все* го заинтересовало Российскую Ака демию наук, а вскоре и активных предпринимателей и ученых. В даль нейшем во всех странах прилагались немалые усилия по усовершенствова нию и использованию фотографии в различных областях деятельности человека- Особую роль в развитии фотографии сыграла химико фотографическая и оптико-механическая промышленность, которая в России долгое время находилась в зачаточном состоянии и только в годы Советской власти вышла на передовые рубежи науки.
Глава I Фотография XIX - начала XX века 1.1. Истоки фотографии Гелиография Ньепса. Дагерротипия. Работы Фокс Талбота Дагерротипии - первому фотографическому процессу, применявшемуся на практике в течение 40 лет,- предшествовало изобретение гелиографии Нисе-фором Ньепсом. Хотя способ Ньепса и не использовался непосредственно как фотографический, именно он помог Дагерру найти правильное решение задачи получения светописного изображения. Основной целью Ньепса было создание множительного процесса путем светогравировання, однако к разработке этого способа он пришел, видимо, через литографию, из которой заимствовал некоторые черты технологии. Ньепс знал, вероятно, также и о работах швейцарского физиолога Ж. Сенебье (1782), изучавшего светочувствительность органических веществ (различные смолы и лаки). Таким образом, по всей вероятности, и появилась у него идея создания печатных форм при участии света. Из переписки Ньепса с братом Клодом известно, что в 1816 году он продолжает свои гелиографн-ческие работы,- следовательно, они были начаты еще раньше. Сначала он получал копии гравюр контактным путем. В опытах с камерой-обскурой Ньепс, по-видимому, применял бумагу, пропитанную хлористым серебром, получая при этом нестойкое изображение, тона которого располагались в обратном порядке, т. е. негативно, что его очень смущало, хотя Клод это предвидел. С камерой-обскурой Ньепс получал такие же изображения на стеклянной пластинке, покрытой асфальтовым лаком. Для светогравировання он применял литографский камень или пластин ки из металла (медь, олово, серебро). Основополагающий принцип гелиографии - потеря растворимости асфальтового слоя под действием света. Ньепс растворял асфальт в лавандовом масле, наносил тонким слоем на поверхность литографского камня или металлической пластинки и пос-
|