Главная страница » Истоки фотографии
существует ряд технических типов бумаг для штриховых оригиналов и документации. Первыми среди них должны быть названы самые ранние по времени бумаги со светочувствительными солями трехвалентного (окисного) железа. Под действием света при экспонировании совершается их вое становление, т. е. превращение в закисные соли. Но образующееся изображение оказывается очень слабым и нуждается в усилении и фиксировании. Широкое применение получили цианотипные (ферропруссиат-ные) бумаги, образующие синее изображение (синьки). На этих бумагах в зависимости от реагента-усилителя можно получать негативные изображения оригинала (белые линии на синем фоне) или позитивные (синие линии на светлом фоне). К этой же кате горни процессов относится и фототипия, в которой серебряное изображение образуется в результате восстановления ионов серебра закисной солью железа. Позднее (1917) началось применение диазотипных фотобумаг. содержащих светочувствительные диазосоединения,- за рубежом они называются также oza-lidpapiere* (фирма Калле - крупное немецкое предприятие по производству технических фотобумаг и красителей). Помимо бессеребряных технических бумаг был разработан ряд специальных галоидосереб-ряных фотобумаг (с проявлением) разного назначения (фотостатная - репродукционная, реверсивная - обратимая, рефлексная - контактная копировальная), а также серия регистрирующих фотобумаг (сейсмографи- ческих, осциллографических и др.). Фотобумаги этого типа относят к более поздним разработкам; в нашей стране их стали производить только в советские годы. К сказанному о применении солей железа в слоях для копировальных процессов следует добавить, что проводилось большое число поисковых работ по изучению светочувствительности различных металлов переменной валентности с целью найти замену серебру. Изучались соли металлов всех групп периодической системы элементов, но так как они отличались очень низкой светочувствительностью, поставленная задача свелась к созданию фотобумаг, а они в большей части использования не получили. Из всех изученных пятнадцати (кроме железа) металлов практическое применение нашли только три. Из них широкое использование - хром в виде хромирован ных коллоидов (пигментные процессы, бромомасляный способ) и для технического применения, например, копировальные слои или фоторезисты, а также (более ограниченное) платина в пла-тинотипии (начало 1893 года). Процессы с солями этих двух металлов успешно использовали в художественной фотографии, причем существовало промышленное производство пигментных бумаг (несенсибилиэированных) и платиновых (с 1880 года в Лондоне и с 1883 года в Вене). Третьим металлом был молибден. В 1907 году фирмой НПГ ( Neue Photographiache GeaellschafW) был взят патент на молибденоща-велевую бумагу, но она распространения не получила.
Технические бумаги широко применяли и в нашей стране, особенно после революции, когда у нас было налажено их производство. Любители художественной фотографии проявляли также большой интерес к процессам на хромированных коллоидах, но только в период до второй мировой войны. Изредка применялась н России также и платинотипия. 1.5. Химическая обработка экспонированных светочувствительных слоев Значение процесса проявления. Щелочное проявление. Обработка фотоматериалов в России. Исследование роли сульфита при проявлении Светочувствительные слои после экспонирования подвергают дополнительной обработке - сначала усилению скрытого изображения, т. е. проявлению, а затем закреплению, т. е. фиксирова пню. Следует особо подчеркнуть, что только благодаря проявлению фотография смогла достигнуть тех исключительных результатов, которые в наше время кажутся уже вполне обычными и не вызывают удивления. Проявление применялось еще в гелиографии Ньепса (1822) и особенно эффективно - в эпоху дагерротипии, когда, однако, оно сводилось, скорее, к визуализации участков слоя, на которые действовал свет. В дальнейшем развитие процесса проявления шло по двум направлениям, а именно физического или химического видоизменения. В первом случае металлическое серебро образуется по месту действия света за счет восстановления нитрата серебра, вводимого в проявляющий раствор; во втором - восстанавливается галоидное серебро эмульсионных микрокристаллов, в которых при экспонировании возникли центры проявления. В ранних негативно позитив ных процессах (талботипня, мокрый коллодионнын процесс и его модификации) применялось физическое проявление - раствором пирогаллола с нитратом серебра (с добавлением лимонной или уксусной кислоты). Позднее (1863) Расселл предложил щелочное проявление - аммиачно-пи-рогаллоловый раствор. К этому же времени (1864) откосится применение бромосеребряных коллодионных эмульсий, проявляющихся также в названном щелочном проявителе. Дальнейшие исследования и фотографическая практика показали, что щелочное проявление пригодно не только для бромосеребряных коллодионных эмульсий,- преимущественное использование оно получило в случае бромосеребряных желатиновых слоев, которые раньше проявлялись в пи рог ал л оловом проявителе с аммиаком, что со про во ж далось окрашиванием желатинового слоя, нежелательным в негативном процессе, особенно при печати с таких негативов. В 1882 году Герберт Б. Беркли значительно улучшил этот проявитель, предложив вводить в раствор сульфит натрия, устранявший 9.CR2
указанный недостаток. Данное улучшение оказалось весьма действенным также и для других применявшихся в дальнейшем проявителей и укрепилось как обязательное в фотографической практике. Начало больших успехов в области синтеза новых соединений, обладающих избирательной способностью усиливать скрытое изображение, относится к 1880 году, когда были введены в практику два эффективных проявителя - гидрохинон и пирокатехин. Затем, в 1888 году, к ним прибавился парафеинлендиамин, а в 1891-м - амидол и параамнно-фенол, а также производные последнего - метол и глицин. Особого внимания заслуживают смешанные метол-гидрохино-новые проявители, рецептура которых исключительно многообразна, хотя то же можно сказать и о других проявителях. Многообразие рецептуры проявляющих растворов связано, с одной стороны, с многокомпонентностью рабочих растворов, а с другой,- с недостатком ясного представления о функциях отдельных компонентов. Здесь всегда было ясно только одно - проявитель должен обладать четкой селективностью, т. е. выделять металлическое серебро по месту сосредоточения скрытого изображения. Вместе с тем опыт показывает, что многие проявляющие растворы почти не отличаются по своим свойствам; отсюда следует, что многообразие рецептуры, строго говоря, не всегда оправдывается практикой, если, конечно, практика не преследует специальных целей. К специальным проявителям относят составы для получения мелкозернистых изображений, для репрографии, рентгеновских пленок, фотобумаг и др.; существует, кроме того, большое число фирменных рецептов ( Агфа , Кодак и др.), рекомендуемых для выпускаемых фирмами фотоматериалов. Особое место в химии проявителей занимают два соединения: во-первых, аскорбиновая кислота (предложена в 1935 году), которая относится (в отличие от отмеченных ароматических производных) к алифатическим соединениям; и, во-вторых, фенидон (1953), который по своему химическому строению не подчиняется разработанным для проявляющих веществ эмпирическим правилам. Первое из этих соединений применяют главным образом в научных исследованиях как поверхностный для индивидуальных микрокристаллов проявитель, второе же в смеси с гидрохиноном образует контрастное изображение при меньшей щелочности, чем в метол-гидрохиноновых проявителях. В России фотографы-любители пользовались главным образом поступавшими в продажу сухими смесями или концентрированными растворами (например, роди-нал на основе парааминофенола), тогда как профессионалы сами готовили проявляющие растворы - по справочникам или собственным рецептам (к тому же сохраняемым в тайне). Из практики фотографам было давно известно, что без сульфита щелочные растворы органических проявляющих веществ быстро окисляются при хранении и теряют свою проявляющую спо-
|