Главная страница » Истоки фотографии


I. С пнгмежтои

и

Фотохимическое дубление

Химическое ление

(обработка горячей иодоЙ)

Фотохимическое Химическое дубле-

дубление нис

(обработка холодной подой)

Пигментный

соб

Способ озобром

II 3

Масляный способ

Способ бромойль

Светочувствительность би хромата калия в присутствии органических солей была впервые установлена в 1832 году Зуковым, а возможность его применения для фотографии показана англичанином Понтоном, наблюдавшим изменение окраски пропитанной раствором бихромата калия бумаги. Однако открытие светочувствительности хромированной желатины принадлежит Фокс Талботу (1852).

Большие успехи в области получения фотографического изображения с применением двухро-мовокислого калия были достигнуты Пуатвеном, который в 1855 году запатентовал способ фототипии: нанесение на фотохимически эадубленное желатиновое изображение масляной краски с целью его визуализации или для получения клише* подобного литографскому.

В 1858 году впервые был осуществлен гуммиарабнковыЙ процесс, в котором применяли различные пигменты - уголь, битум и др. В 1864 году Сван описал практически соответствующий современному пигментный процесс. Далее последовали изобретение озотипии - усовершенствование масляного способа, а после того - предложение при-

менять этот способ при химическом дублении, т. е. в виде так называемого бромомасляного способа (бромойл ь). В 1919 году был описан процесс карбро. представляющий собой видоизменение процесса озобром.

Таким образом, на протяжении полустолетия были разработаны разнообразные варианты использования хромированных коллоидов в позитивной печати. Была предложена вместе с тем обширная рецептура, хотя сами ати процессы успешно использовали только фотографы-художники с большим стажем.

Пигментный и озобромный процессы нашли применение в суб-трактивном методе цветной фотографии, который начал практиковать в 1869 году Дюко дю Орон. В продажу поступали комплекты окрашенных в желтый, пурпурный и голубой цвета желатиновых слоев на пленочной подложке. На них печатали с цветоде-ленных негативов одноцветные диапозитивы, при переносе с которых и наложении друг на друга окрашенных слоев возникало цветное изображение.

В России пигментным и озоб-ромным процессами занимались в начале XX века и в послереволюционное время. Крупными специ-






а листами, внесшими в эту область фотографической науки заметный вклад, были два киевских профессора - Б. И. Фаворский и Н- А, Петров. Б. И. Фаворский разработал (1909) озо-бромный усилитель, давший возможность воздействовать на такие слабые негативы, усилить которые другими средствами не представлялось возможным. Этот способ с успехом применяли в археологических фотосъемках, в судебной фотографии. Специалистом в области фотомеханических процессов в России был А. А. По-повицкий, один из основателей и первый ректор Высшего института фотографии и фототехники в Петрограде. Он описал упрощенный способ фототипии для из* готовления значительных тиражей отпечатков с одной желатиновой формы.

Активными пропагандистами и практиками в области хромированных коллоидов в послереволюционные годы были В. И. Улитин и П. В. Клепиков* интересы которых были сосредоточены главным образом в части применения бромомасляного процесса. П. В. Клепиков подробно изучал, собирая и сопоставляя рецептуру, разные варианты прямых и непрямых методов, и в результате опубликовал ценную монографию Позитивные процессы на солях хрома (1938), в которой собраны исчерпывающие сведения по дан ным способам позитивной печати.

L7. Начало научно-технического применения фотографии

Расширение применения фотографии. Фотография в микроскопии. Фотография в астрономии

От гелиографии Ньепса до эпохи сухих бромосеребряных желатиновых фотоматериалов шло постепенное усовершенствование фотографического процесса. Оно выражалось в первую очередь ростом светочувствительности, а также изменением обработки экспонированных слоев. Увеличение светочувствительности сопровождалось, естественно, уменьшением времени экспонирования, а следовательно, расширением областей применения фотографии (помимо всегда существовавшей фотографии портретной и бытовой). В табл. II приведены значения относительной светочув* ствительности и применявшихся выдержек в различные периоды развития фотографии.

Столь значительное усовершенствование фотографического процесса вызвало увеличение числа научно-технических дисциплин, в которых применение фотографии могло с успехом заменить визуальное наблюдение. Прежде всего это относилось к документированию различных событий, иногда неповторимых, как из жизни человеческого общества, его истории, так и природы. Фотографическая документация позволяла навеки закреплять и распространять полученную информацию в мировом масштабе. В качестве примера приведем