Главная страница » Истоки фотографии

 Камера обскура (середина XIX века) Кодак М 1 (1881) 1294). Подробное физическое описание прибора принадлежало Леонардо да Винчи, указавшему также на возможность использовать его для зарисовок. Впоследствии в отверстие камеры-обскуры помещали собирательную линзу, причем ради возможности фокусирования фотокамеру составляли из двух вдвигающихся друг в друга частей. Обычно с целью устранения аберраций фотообъектив сильно диафрагмировался. Уже Ньепс пользовался ирисовой диафрагмой, состоявшей из нескольких (от десяти и более) серповидных лепестков, равномерно расположенных вокруг оптической оси объектива и связанных кольцом, при повороте которого изменялось световое отверстие. Однако это устройство было забыто и его изобрели много лет спустя,- сейчас ирисовой диафрагмой снабжают объективы большинства фотокамер. В начале 40-я годов прошлого столетня во Франции возникло кустарное производство примитивных деревянных фотокамер. В 1841 году Фойхтлендер сконструировал небольшую фотокамеру для дагерротипии с металлическим корпусом и портретным объективом Петцваля. Но только в 1888 году за рубежом было положено начало выпуску фотокамер, приближавшихся к современному типу. В этом же году американский изобретатель Джордж Истмен, основатель комплексной фотографической фирмы Истмен-Кодак , разработал фотоаппарат, названный Кодак .VI-. ящичного типа, заряжавшийся роликовой лентой с эмульсионным слоем - сначала на бумажной основе, а позднее на прозрачной целлулоидной; каждый кадр имел круглое изображение диаметром б'/j см. На фотокамеру Кодак , дешевую и простую в обращении, быстро создался огромный спрос. Широкую известность приобрело изречение, приписываемое Ист-мену: Вы нажимаете на киоп-
 Джордж Ист мен (1854 - 1933) ку, мы сделаем все остальное . Начертанное на многих зданиях фирмы, оно оказалось эффективной рекламой н послужило повсеместному распространению фотографической забавы . Популярность Кодака способствовала разработке и выпуску других подобных моделей, постепенно совершенствовавшихся, вплоть до самых современных. В 1924 году фирма Лейтц в Германии выпустила впервые модель малоформатного аппарата Лейка , рассчитанную на 35-м л роликовую пленку. Лейка легла в основу большого числа аналогичных аппаратов, выпускаемых и в настоящее время в разных странах, в том числе и в СССР. Проникновение фотографии в Россию пробудило изобретательскую мысль отечественных фото- графов. Так, московский фотограф А. Ф. Греков, увлекшийся дагерротипией, начал изготовлять для продажи деревянные камеры-обскуры простейшей конструкции. Вместе с тем он сумел усовершенствовать и саму дагерротипию как процесс, устранив блеск, ухудшавший качество снимков, путем гальванического серебрения медной пластинки, на которой получается дагерротипное изображение. Йодосеребряный слой в этом случае создавал более стойкое изображение, передающее без искажений соотношение светотени объекта съемки. Это новшество в дагерротипии высоко оценил Араго. В 1840 году он сообщил о нем в Парижской Академии наук и продемонстрировал снимки Грекова. Талантливым изобретателем был Леон Варнерке, по национальности поляк, в юности живший в Петербурге, а в 1863- 1864 годы принимавший активное участие в польском восстании. Его настоящее имя - Владислав Малаховский. В 1881 году за заслуги в области фотографии он был награжден Королевским фотографическим обществом Великобритании Медалью Прогресса . Варнерке впервые создал катушечный фотоаппарат с роликовой кассетой для фотографирования на съемный бромосеребряный коллодионный слой, нанесенный на желатинированную бумажную ленту. Далее необходимо упомянуть изобретение С. Г. Юрковским в 1882 году моментального затвора, а в 1883-м - штор но-щелевого (затвора при пластинке); необходимость в них возникла
с ростом светочувствительности новых сухих бромосеребряных желатиновых фотоматериалов. Возможность очень коротких выдержек при помощи моментального и особенно шторного затвора надо считать большим достижением, поскольку они позволяли фотографировать и изучать отдельные стадии быстрых движений. Приоритет С. Г. Юрковского в части указан- ных изобретений был, однако, забыт, и обычно конструкцию шторного затвора приписывают О. Аншютцу. Шторный затвор получил широкое применение современных малоформатных фотокамерах. Новый по тому времени (1885) походный фотографический прибор разработал и построил подполковник И. И. Филипенко для работ в экспедициях. Комп-
 Сымка в студии на фирме шКаОах*
|