Главная страница » Истоки фотографии


ределснном расстоянии одна от другой; затвор у такого аппарата работает синхронно и с одинаковой выдержкой.

Стерсофотографический метод основывается на эффекте объемного восприятия внешнего мира, которое естественно присуще бинокулярному зрению. Правый и левый глаз человека наблюдают объект с различных точек эре кия. разделенных некоторым расстоянием - стереобазой, которая равна 65 - 70 мм, так что изображения, возникающие на сетчатке каждого глаза, несколько отличаются друг от друга. Однако в сознании человека происходит их физиологическое слияние и одно результирующее пространственное ощущение.

Аналогичный эффект возникает и при рассматривании стереопар при условии, что каждый глаз видит только одно, соответствующее ему изображение. Такое раздельное наблюдение осуществляется с помощью специального оптического прибора - стереоскопа.

Впервые явление стереоскопического зрения обнаружил Евклид в 111 веке до н. в.; 500 лет спустя оно было уточнено фиэн ком и врачом Галеном. Еще позднее Леонардо да Винчи указывал, что изображения на сетчатке каждого глаза неодинаковы. Это экспериментально подтвердил итальянский архитектор Джиоианни Порта при помощи рисованных картинок для правого и левого глаза, причем для достижения стереоэффекта им был впервые предложен принцип стереоскопа.

Первый опыт стереоскопического фотографирования пред-


Александр Александрович Поповиикий 11868-1923

принял Моэер в 1844 году, т. е. в эпоху дагерротипии. В Музее природоведения и техники (Мюнхен), в фотографическом отделе, хранится стереоскопическая камера для дагерротипных пластинок 13х 18 см, созданная в 1850 году Милле. В России стереоскопический аппарат впервые был разработан в середине прошлого века,- соответствующий патент был выдан в 1864 году И. Ф. Александровскому, мастеру живописного цеха. Аппарат Александровского предназначался для мокрого коллодионного процесса.

В нем были закреплены перемещающиеся объективы; наводка на фокус производилась выдвиганием задней части стереоскопического аппарата.




Стереофотография

(1860)

С именем талантливого конструктора Д. П. Езучевского связано гоздание в 1876 году стереоскопического фотоаппарата, рассчитанного на 12 сухих бромо-жслатиновых пластинок размером 17x8,5 см, которые внутри камеры автоматически перекладывались на место матового стекла; фотокамера была снабжена затвором, позволявшим фотографировать моментально и с выдержкой. Аппарат Бзучевского широко применялся для географических и других научных исследований. На выставке в Париже в 1878 году он был отмечен бронзовой медалью.

Стереоскопический эффект, при котором еще воспринимается различие в положении по глубине разноудаленных предметов, ограничен определенным расстоянием - величиной стереобаэы. При непосредственном наблюдении невооруженным глазом это расстояние - радиус стереоэф-

фекта - колеблется в пределах 500-1000 м. Методы и средства современной стереосъемки позволяют посредством увеличения стереобазы значительно расширять границы стереоскопического эффекта,- при аэросъемке, например, такое расширение достигается частичным перекрытием соседних снимков. Еще в годы первой мировой войны этот способ применяли для уточнения дешифрирования материалов фоторазведки.

В СССР большой вклад в стереоскопическую фотографию внес Н. А. Валюс, написавший фундаментальную монографию Стереоскопия (1962), переведенную на английский язык.



I. 10. Научно-фотографические исследования в России

Исследования в эпоху дагерротипии и мокрого коллодионного процесса. Вклад Д. И. Менделеева и К. А. Тимирязева в отечественную фотографию. Исследования в период бромосеребряных слоев

Вопрос о физической природе фотографического процесса всегда находился в центре внимания всех ведущих деятелей в области фотографии. В первую очередь их занимали наиболее важные стадии этого процесса: во-первых, механизм действия света и, во-вторых, проявление скрытого изображения.

Доклад о дагерротипии, сделанный Араго в Парижской Академии наук, произвел на современников неописуемое впечатление, особенно уверенностью, с какой докладчик приписывал этому изобретению великую будущность. Араго не только высказал предположения о сущности явления скрытого изображения как фотолиза йодистого серебра, но и указал на перспективы и значение нового светописного процесса. Правильность точки зрения Араго впоследствии неоднократно подтверждалась, а в настоящее время именно на ней основывается теория образования скрытого изображения - теория, учитывающая также и современные концепции физики и химик твердого тела.

Как только были получены

первые сведения о фотографи-ческом процессе в России (о чем рассказано выше), русские ученые сразу начали проявлять интерес не только к овладению самим процессом, но и к механизму имеющих место превращений в светочувствительном слое.

Немалое внимание фотографии, которую афористически называл вторым зрением человека, уделял химик Д. И. Менделеев. Он активно участвовал в деятельности Русского технического общества (РТО), V (фотографический) отдел которого числил среди своих членов лучших знатоков фотографии в России, главным образом энтузиастов-любителей, и ставил своей задачей способствовать ее успешному развитию как в области фототехники, так и разнообразных применений этого еще сравнительно нового тогда достижения научной мысли. В своем классическом труде Основы хнмин (1868-1870) Менделеев указывал: Химические процессы фотографии имеют большой интерес не только практического, но и теоретического свойства... , таким образом ясно обозначая две равнозначные области - науку о фотографии и фотографию в науке.

К. А. Тимирязеву принадлежат фундаментальные исследования роли хлорофилла как оптического сенсибилизатора в зеленом листе, в частности проведение аналогии с оптической сенсибилизацией в фотографическом слое (коллодионном или желатиновом). В своей замечательной Крунианской лекции в Лондонском Королевском обществе (30 апреля 1904 года) на