Главная страница » Истоки фотографии



Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833)


Камера Ни се фора Ньепса

ле высушивания экспонировал - для контактной печати требовалось на солнечном свету Т1\чвса, а в камере-обскуре - 6-8 часов при ярком освещении летнего дня. После освещения слой обрабатывали лавандовым маслом или нефтью, растворявшими неизмененные светом участки лвка; в результате на поверх

-, р * v С

ности обнаруживались рельефные контуры объекта фотографирования. Затем пластинку обрабатывали кислотой, которая травила литографский камень или металл пропорционально толщине оставшегося лака; после этого лак удаляли спиртом. Для улучшения полученной све-тогравированной формы применяли дополнительно механическое гравирование.

Из этих сведений легко понять, сколь затруднительно было при уровне знаний того времени отыскивать и находить верные решения. И можно только удивляться пытливости изобретателей, все-таки достигавших положительных результатов.

Эдер делит работу Ньепса на два этапа: к 1822 году он относит получение в камере-обскуре снимков на стекле, а к 1826-му - гелиограф и чес кое травление металлических пластинок.

Нужно еще добавить, что Нье-псу стоило много труда и материальных затрат изготовление опытных образцов камеры-обскуры, качество оптики которых существенно влияло на оптическое изображение в смысле его резкости и светосилы.

С исторической точки зрения продолжением трудов Ньепса следует считать работы Дагерра, хотя они хронологически совпадали друг с другом. Установив контакт с Ньепсом, Дагерр тем не менее шел самостоятельным оригинальным путем, отвергнув идею множительного гравировального процесса,- его основной задачей было получение фотографического изображения посредством закрепления оптической картины в камере-обскуре.







Луи Жак Манде Дагерр (1787-1851)

Дагерр был талантливым художником-самоучкой. Сначала он писал театральные декорации, а впоследствии занимался созданием диорам. Эти своего рода панорамы, исполненные на высоком художественном уровне, благодаря эффектам освещения производили сильное впечатление, так что имя Дагерра пользовалось широкой известностью не только во Франции, но и далеко за ее пределами.

Биографы Дагерра описывают случай, имевший решающее значение в его жизни. В один из летних дней 1823 года, сидя в своей мастерской, Дагерр увидел на только что законченном полотнище декорации оптическое изображение наружных предме-

тов, спроецированных лучами света через небольшое отверстие в ставне окна. На следующее утро он с удивлением заметил, что вчерашнее изображение оставило на декорации слабый отпечаток. Это и навело его на мысль о возможном использовании камеры-обскуры для закрепления изображения на светочувствительном слое.

Дагерр начал упорно экспериментировать с камерой-обскурой и, между прочим, применил известное ему фосфоресцирующее вещество - болонский камень (сульфат бария). Насыпав на горизонтальный столик большой камеры-обскуры ровный слой этого порошка, он увидел четкое светящееся изображение, которое, однако, вскоре исчезло в темноте.

В это самое время Дагерр узнал, что поисками получения стойкого изображения в камере-обскуре занят и Ньепс. В письме к нему он сообщил о своем наблюдении и просил ответить, считает ли Ньепс возможным закрепить фосфоресцирующее изображение.

Ньепс вначале настороженно отнесся к Дагерру,- вместе с братом Клодом они хранили свои работы в тайне и обменивались о результатах зашифрованными письмами. Однако позднее Ньепс и Дагерр сблизились и в 1829 году заключили договор о совместной работе по усовершенствованию гелиографии. Надо сказать, что фотохимическая сущность опытов, проводимых Ньепсом, была первое время не ясна Дагерру, поэтому он просто повторял их, хотя и беспорядочно. Но вскоре (Ньепс был тог-