Главная страница » Истоки фотографии

О весомом вкладе фотографии в отечественную географи ческую науку свидетельствовала экспозиция России на Международной географической выставке н Париже (1875). Работы русских путешественников-фотографов были представлены на ней широко, удивляли своей достоверностью. По десятку и более художников каждый день срисовывали с фотографий этнографические сцены и портреты представителей различных народностей России. Фотография показала посетителям выставки крупные достижения русской географической науки. Несомненно, что успешное применение фотографии в путешествиях и экспедициях зависит не только от походных условий, но и от технического уровня самого фотографического процесса. В этом смысле значительные трудности претерпевали фотографы эпохи дагерротипии и мокрого коллодионного процесса,- хотя в последнем случае слои имели бол ып у ю светочу ветви те л ьность, было непросто готовить их непосредственно перед съемкой. Надо сказать, что дагерротипия проникла в самые отдаленные уголки России. Так. сохранились сведения, что в начале 40-х годов XIX века этот способ применял в Забайкалье (на поселении в Селенгииске) декабрист Н. А. Бестужев - талантливый художник и писатель. В 1870 году в журнальной литературе высказывалось мнение, что обильного применения фотография путешествиях все-таки не нашла, хотя и достигла аа короткое время высокого уровня. Это обстоятельство связано. конечно, именно с техническими препятствиями. Интересно отметить, что в описаниях знаменитых путешествий в тропические области Африки и Южной Америки (Брем. 1847 -1852, северовосточная Африка; Бейтс. 1848- 1859, река Амазонка; Стэнли, 1887 - 1889. Экваториальная Африка) нет никаких упоминаний о фотографии. По всей вероятности, к уже отмеченным трудностям здесь следует добавить еще и климатические условия влажных тропиков. Фотоматериалы, специально предназначенные для съемок в экстремальных природных условиях, стали выпускать значительно позднее,- их желатиновый слой был сильно задублен и начинал плавиться только при температуре выше 50е С. Решающее значение для развития походной фотографии имели, во-первых, разработка специализированной съемочной аппаратуры, позволившей упростить работу в полевой обстановке, а во-вторых, начало промышленного производства сухих фотоматериалов. Вместе с тем значительную роль играла изобретательская активность русских деятелей в области фотографии,- их достижения не только не отставали, но и нередко обгоняли новинки зарубежной техники. Здесь уместно назвать В. И. Срезневского, который 1883 году сконструировал камеру, о которой уже шла речь, специально для экспедиционных работ Н. М. Пржевальского с учетом условий работы в Центральной Азии. Выше уже было указано на конструкцию стереоскоп и че-


 О. А мил ютц. Два гепарда ского аппарата, разработанную Д. П. Езучевскии - преподавателем физики в учебных заведениях Москвы. Особенно ценным в условиях путешествия являлось автоматическое устройство для перезарядки пластинок. За свою оригинальную модель Бзучевскии получил на Всемирной выставке в Париже (1878) медаль, а на Международной географической выставке в Венеции (1881) награду. Впоследствии он предложил и другие варианты фотокамер,- все они отличались портативностью и удобством обращении. В 1880 году поручик русской армии Д. С. Измайлов предложил конструкцию фотоаппарата для путешествий, устроенного по принципу револьверного барабана в соединении с системой магазинного ружья; ложе нахо- дился запас пластинок. В 1889 году фотограф К. Брандель из Варшавы получил патент на ручной револьверный аппарат для фотосъемки на негативной фотобумаге. Надо еще отметить и высокую эффективность в полевой обстановке походного фотографического прибора И. И. Филипенко (1885), одинаково пригодного для обработки военных экспедиционных фотоматериалов. Позднее начали поступать продажу фотокамеры меньших габаритов. Вслед аа ними - малоформатные аппараты с автоматической установкой экспоэи ционных параметров. Применение фотографической документации в интересах эемлеве дени я стремительно расширялось, и уже в середин* прошлого столетия русские фотографы
|