|
Главная страница » Истоки фотографии
 перед Я. Штейнберг. Проверка пропусков Смольным (октябрь 1917 Подводя краткий итог достижениям русского фотоискусства, можно констатировать, что если по части профессионального фотопортрета выдающимся мастером был С. Л. Левицкий, в области бытового жанра - А. О. Карелин, в этнографической фотографии - М. П. Дмитриев, то художественный пейзаж развивался главным образом усилиями любителей. Особой областью фотографии как искусства является фоторепортаж, зарождение которого в России падает на вторую половину 1870-х годов, главным образом на время русско-турецкой войны. Однако возможности этого вида фотоискусства были тогда еще весьма ограничены. Решающую роль в становлении фоторепортажа, то есть расширении его масштабов, развитии техники и оперативности сыграла в начале XX века русско-японская война. Она подняла тиражи уже существовавших иллюстрированных журналов. Стала еженедельно выходить подробная Летопись войны с Японией : разнообразные снимки трагических событий на полях Маньчжурии и на Дальнем Востоке публиковались широко и часто. При Действующей врмии постоянно находились профессиональные фоторепортеры из числа пионеров этого жанрв ш России; среди них особо должны быть названы замечательные мастера своего дала П. А. Оцуп
и В. К. Булла, сумевшие в своих репортажах без прикрас показать горестные последствия неудачных боев, сцены изнурительных переходов и рекогносцировок, подробности сурового быта солдат. Нельзя не отметить и уникальный снимок безвестного фотографа - взрыв броненосца Петропавловск , натолкнувшегося на мину близ Порт-Артура в 1904 году; при этом вместе с командой погибли адмирал П. О. Макаров и художник В. В. Верещагин. Революция 1905 года также давала обильный материал для фоторепортажа, хотя всестороннему освещению революционных событий сильно мешала цензура. Печатали в основном фоторепортажи казенно-официального характера, призванные демонстрировать внешнюю незыблемость прогнившего самодержавия. Но сохранились и другие фотографические документы, дающие достоверное представление о событиях. Так, например, в Одессе были засняты эпизоды, относящиеся к восстанию на броненосце Потемкин . Огромной драматической силой обладал внешне непритязательный снимок, запечатлевший идущего под конвоем лейтенанта П. П. Шмидта тотчас после его ареста на борту крейсера Очаков . В Москве неизвестный фотограф снимал грандиозную процессию похорон убитого черносотенцами большевика Н. Э. Баумана, яркой страницей вошедшую в историю русского революционного движения. Подобные примеры можно было бы и умножить. Вспыхнувшая в 1914 году империалистическая война с Германией дала новый, еще более мощный импульс развитию фоторепортажа. На всех фронтах документацию событий вели умелые фотографы, число которых в России к тому времени значительно возросло. Они регистрировали не только те или иные боевые эпизоды, но также и ужасы войны, бытовые и жанровые сцены тыловой жизни. На страницах периодики все чаще появлялись эмоциональные, сильно впечатляющие произведения фотоискусства, вскрывающие всю беспомощность агонизирующего царского режима. Среди фоторепортеров, труду которых уже не одно поколение советских людей обязано правдивой и яркой документацией эпохальных событий 1917 года, кроме уже упомянутых П. А. Оцу-па и В. К. Буллы должны быть названы К. К. Булла (отец последнего), Г. П. Гольдштейн, А. Ф. Дорн, Л. Я. Леонидов, А. И. Савельев, Я. В. Штейнберг. По мере того как усиливался накал классовой борьбы в стране, росла революционная сознательность рабочих, крестьян, солдат в тылу и на фронте, работы названных мастеров все глубже и отчетливее воспроизводили неповторимый пластический образ эпохи, показывали суть революционного процесса, то есть борьбу народа за мир против ненавистной войны, за хлеб, землю, свободу и социальную справедливость. Разглядывая в журналах за 1917 год бесценные исторические свидетельства - фотодокументы тех дней,- нельзя не увидеть неуклонный, от месяца к месяцу рост большевист-
ского влияния в массах и, напротив, упадок авторитета Временного правительства, всяческих соглашателей и других явных и тайных врагов трудового народа. С чувством гордости за отечественную фотографию можно констатировать, что почти все крупные выступления рабочих и солдат в 1917 году, во всяком случае в больших городах России, были (разумеется, не всегда с желательной полнотой) освещены средствами фоторепортажа. Таким образом, русская документальная фотография наглядно подтверждала объективную закономерность победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране. Объем и цели данных исторических очерков вынуждают нас ограничиться кратким обзором начального периода в развитии русской фотографии и не позволяют подробнее рас- сказать о революционном движении в России от Февраля к Великому Октябрю, как оно было увидено и запечатлено через объектив фотокамеры. Частично эту задачу решает компетентная монография Л. Вол-кова-Ланнита История пишется объективом (М., Планета , 1980), сообщающая также и о первых шагах советской фотодокументалистики, лучшие произведения которой заслуженно приобрели мировую славу. Много ценных сведений, дающих представление о высоком идейном и эстетическом уровне, достигнутом фотографией за годы Советской власти, содержится также в капитальном труде С. А. Морозова Творческая фотография (М., Планета , 1985), в котором рассказ доведен почти до сегодняшнего дня. Названные книги мы с удовольствием рекомендуем вниманию интересующегося читателя.
|