Главная страница » Истоки фотографии


Таблица II.1 Даты введения основных сенситометрических принципов

Периоды

Принцип

ии* д. пня

Автор

Шкала времени

1848

Ступенчатая шкала освещен*

1880

Варнерке

ности

Шкала прерывистого света

1891

Хертер н Дриффилд

Шкала оптического клина

1910

Гольдберг

должны быть нормированы принципы н условия каждой стадии: в первой - стандартный источник света и принцип модуляции освещенности; во второй - стандартный проявитель и все условия обработки; в третьей - методика измерения потемнений сенситограмм, графоаналитическая обработка результатов и критерий светочувствительности.

Эти вопросы стали предметом обсуждения на четырех довоенных международных конгрессах по фотографии: в 1925 году-в Париже, в 1928-м - в Лондоне, в 1931-м - в Дрездене и в 1935-м - снова в Париже. Проекты рекомендаций для отдельных стадий были предложены национальными комитетами разных стран; от СССР на конгрессе в Дрездене А. И. Рабинович внес предложение, подготовленное ведущими советскими специалистами в Москве.

Начало стандартизации фотографической сенситометрии в нашей стране было положено в 40-е годы. До этого фотографические измерения осуществляли по методу Хертера и Дриффил-да, который первым использовал физик-фотограф Б. В. Недзвец-кий. Однако по мере прогресса

отечественной химико-фотографической промышленности все более настоятельной становилась задача пересмотра и упорядочения сенситометрической методики, причем требовалось не только разработать принципиальную сторону вопроса, но и создать соответствующую аппаратуру. Это трудное и ответственное дело возглавил Ю. Н. Гороховский в ГОИ. Здесь коллективом специалистов - физиков и химиков - была практически решена основная сенситометрическая задача, т. е. разработаны основы сенситометрического приборостроения в СССР.

В соответствии с решением Лондонского конгресса в советской сенситометрии была принята в качестве стандартного источника света лампа накаливания с цветовой температурой 2850К в сочетании со специальным желатиновым светофильтром искусственного дневного света. Для модуляции освещенности был принят (также в соответствии с международной рекомендацией) желатиновый ступенчатый нейтрально-серый оптический клин. При этом все элементы экспозиционного прибора были оформлены в виде сенситометра (ФСР). Кроме того,



стандартизованы тип проявителя и условия обработки сенситограмм, измерения их оптических плотностей и построения характеристических кривых. Для численного выражения фотографической чувствительности была принята в качестве критерия оптическая плотность, превышающая величину вуали на некоторую постоянную величину. Таким образом, советская сенситометрическая система создана на основе рекомендаций международных конгрессов и дает сведения о свойствах фотоматериалов, близко соответствующих условиям практического применения.

Международная рекомендация повсеместно принимается за исходную, однако сенситометрические системы в разных странах остаются все же неидентичными,- различия главным образом касаются численного выражения светочувствительности. Последнее вызвано неясностями в отношении критерия светочувствительности, который еще остается недостаточно разработанным применительно к различным (н многообразным) условиям фотографической практики. В нашей стране разработаны также методики оценки фотографических свойств фотобумаги и позитивных пленок.

В связи с возрастающей ролью фотографических средств документации и информации в последнее время все большее внимание уделяется уточнению и индивидуализации сенситометрии, значительно обновлен весь парк сенситометрических приборов. Наметилась тенденция к созданию аппаратурных комп-

лексов, управляющихся автоматикой. Особое внимание уделяется выработке максимально удобных форм выражения конечных результатов и созданию промежуточных экспресс- методов с целью увеличения производительности труда при массовых измерениях полуфабрикатов и конечной промышленной продукции.

Очень важной стороной фотографической регистрации является воспроизведение мелких деталей объекта. Хотя расплы-ванне фотографического изображения вследствие светорассеяния в светочувствительном слое было обнаружено в астрофотографии еще в 1850 году Бондом, систематическое изучение комплекса явлений, относящихся к физике проявленного изображения, началось только в первые годы XX столетия. Так, в 1909 году Миз показал зависимость размера фотографической детали от количества освещения.

С тех пор проблеме воспроизведения мелких деталей стали уделять все большее внимание. В результате в 1960-х годах оформился особый раздел фотографической метрологии - структурометрия. Сюда входят, во-первых, гранулометрия - измерение неоднородности (гранулярности) фотографических потемнений; во-вторых, ре зол ь-вометрия - количественная оценка раздельной передачи (разрешающей способности) мелких элементов оптического изображения и, в-третьих, частотно-контрастная характеристика (ЧКХ), устанавливающая взаимосвязь между контрастами



изображения и объекта в зависимости от пространственной частоты деталей последнего. Ценный вклад в разработку проблемы структурометрии внесли Г. Фризер (1975) и К. В. Венд-ровский (1982). В СССР методики измерения гранулярности и разрешающей способности оформлены в виде государственных ста н да ртов.

11.2. Спектральная сенсибилизация фотографических слоев

Открытие Фогелем явления оптической /спектральной) сенсибилизации. Применение различных сенсибилизирующих красителей. Исследования спектральной сенсибилизации в СССР

Для фотографической практики имеет значение не только общая светочувствительность к белому свету, но и цветовая (спектральная), т. е. способность передавать шкалу всех цветовых тонов в соответствии с восприятием глазом светлоты цветов. Фотоматериалы, чувствительные только к коротковолновым лучам, передают синие и фиолетовые цвета большими плотностями на негативе, следовательно, белыми участками в позитивном изображении. Вместе с тем такие слои не различают другие цветовые тона. Иными словами, происходит искажение цветопередачи по сравнению с восприятием глазом.

Задача исправить тот недостаток и продвинуть спектральную светочувствительность в длинноволновую часть спектра пони-

малась как важная, однако она казалась неразрешимой, и долгое время приходилось мириться с цветослепой фотографией. Только в 1873 году гениальное открытие Г. В. Фогеля, обнаружившего оптическую (по его терминологии) сенсибилизацию, способствовало устранению названною недостатка. Явление оптической сенсибилизации, существующее в зеленых растениях, в првш-ципе, дало возможность исправить ограниченную спектральную светочувствительность га-лоидосеребряных фотоматериалов, лоатому точнее его следует называть спектральной сенсибилизацией.

Явление спектральной сенсибилизации Фогель открыл в процессе своих исследований действия спектральных лучей на галоидные соли серебра, используя для втого небольшой спектрограф. При фотографировании


Гер

н Вилыельм Фогель (1834-1896)