Главная страница » Истоки фотографии


гих физико-химических факторов.

Имеющиеся теоретические данные свидетельствуют, что фотохимическая активность красителей, определяющая механизм реакции сенсибилизации, сильно зависит от их электронодонорно-акцепторных характеристик.

В связи с этим разрабатываются два теоретических аспекта механизма: непосредственная инжек-ция электронов от возбужденных молекул красителя и передача от них энергии в кристаллы галоидного серебра, причем преимущественное распространение имеет первая точка зрения. Вместе с тем опыты (К. В. Чибисов, 1972) показывают, что возможность спектральной сенсибилизации по тому или другому механизму непременно связана с наличием в эмульсионных микрокристаллах примесных серебряных центров, образующихся в процессе химической сенсибилизации.

Необходимость в связи с требованиями практики дальнейшего совершенствования сенсибилизаторов и оптимизации условий их технологического применения служит причиной того большого объема научных исследований в этой области, которые проводятся как в СССР, так и за рубежом.

Цветофотографические процессы

Ранние попытки получения цветного изображения. Прямые

цветофотог рафи чес кис опыты. Трехцветные фотографические процессы. Варианты цветной фотографии. Многослойные фотоматериалы. Цветная фотография в дореволюционной России и в СССР

Стремление получать цветное изображение фотографическим путем всегда сопутствовало развитию черно-белых процессов. Вначале были попытки сразу получать изображение при действии цветных лучей. Первое указание о возникновении цвета при освещении хлористого серебра фиолетовыми лучами принадлежит швейцарскому ученому Се-небье (1782). Значительно позднее Зеебек провел серию опытов по облучению спектрально разложенным светом мокрого слоя хлористого серебра, распределенного равномерно по бумаге. Он наблюдал появление окраски, близкой к действовавшему световому потоку, но закрепить этот эффект оказалось невозможным. Аналогичные опыты проводились в 40-х годах XIX столетия Гершелем и Пуатвеном, но также безрезультатно в смысле закрепления окраски.

Заметно лучшие реаультаты были достигнуты Веккерелем, который получал относительно стойкие (при слабом освещении) цветные изображении спектра на обработанной хлором полирован-




Ньепс Ос Сен Иинтир (ItWK 1Н70/

ной серебряной понорхности. В 1861 - 1Н60 голы Ньепс де

СоН-ВнКТОр ПОЛУЧИЛ Kitfjili.it

изображения высокого качества, длительно сохранявшийся, прим да только п темноте. Его работы япились прообразом интерфорен-ционной фотографии Липнмана.

К числу прямых способов получения ц нет но го изображения следует отнести применение выцветающих красителей, хотя оно сочетается с трехцветным принципом воспроизведения цветов. Этот способ изучался в 18Н1 - ИМ О годы рядом исследователей, но - вследствие многих трудностей - безуспешно. Способ основан на подборе трех светонеус-тойчивых анилиновых красителей - красного, зеленого и синего цвета, наносимых раздельными слоями на бумагу. Тогда при

действии сложного светового по 1XIIOI происходит отбеливание от дельных слоен н тех областях спектральных лучей, которые ими поглощаются, (лсдоаатель

НО. I ........ уЧПСТКИ К pile IUHO,

зеленого и синего цнетн. которые при сложении по ндд и тинному принципу образуют миогоцнеп нос изображение.

Из многих предложенных с по собон унижем ни ннрипнт Лизе гннга, знключиющпйен в следую щем: подбирают и смешивают растворы трех красителей основ иого цист , чтобы смесь имела нейтрально черный цвет, смесь наносят ни бумагу и в сухом ни де зкепонируют; закрепить полученное изображение окпзымнется невозможным.

Описанными опытами фактичс ски исчерпынаютгя прямые спосо бы цнетояое произведен и и, не получившие неледетине своей несостоятельности практического рис прострппения,- развитие цвет ной фотографии пошло но другим путям.

Успехи цветной фотографии снизаны с использованием, но первых, функций зеленого листа при участии хлорофилла н ко ч ост не спектрального генсибили затора и, но вторых, трехзонпль иого по спектру механизма зри тельного цас-гиаисприятия. Иными слопнми, современник цвет-пая фотографии опирается ни фотохимию спектральной се ней билизации и цнетонедемпе.

На их основе разработаны раз ли чн ые на риа нты трех цветной >то г ра фин. К pa е у гол i.iiijm к л м ном такого рода процессов надо считать сомднниую Юнгом 11807) теорию зрительного цаетоноспри-ятия, истолкованную кик сумми



I..... <..... ГЛПЛОМ Т|И Я основным

ЦНСТЧШ КрНСНОГО, ш'лпшии и

СИНСГО. ИКГПОрИМСНТП ЛМШО ДОКИ

;шт1 лм*т1ю ноиможностн путем ИХ ГМ1М1ИЧ111И НИ ЩфННП получить МНОГОЦИСТНОС .....ЛрН ЖСНИС при

надлежит Дж. Мииоиеллу, КОТО

рыЛ И IHMl 1 HI И м.дм и ритм mi

COOTHOTCTIiy ИИЦИ опыты. Ириидм, НИИДУ himhhhmm И TO ПрСМН СНРКТ рЛЛЬНОЙ СОНСНЛиЛНЛПЦНН КрЛСНОО

илоЛрижоние приходилось дори СОПЫ1ШТ1.. Л ни логичным onрилом поступили, проиодн и другие опыты, пока hp пили сондпиы

КрШЧЮЧу Ш'ТИИ и' ii.ih.h i лин. Нос

ЛО ОТКРЫТИИ ФоГеЛЯ новые они ты полностью подтвердили при ноту Мякепклля. Понднос (1Н11И) Дюко но Орон, ученый и ндоЛре

ТЯТРЛЬ, ОДИН ИЛ и. i 111 м > i. н'.

лей и оЛлпстн т|и*хциетных фото грп фи чески х процессов, со пер инчшп и(41 о и I I .1 ли л нее нон можные г погоны фотогрпфиче скоп получении цпетного ииоЛ рпжении, со м|.. м. .1, . он и осу цестнлмлис1. ни практике. Дюко дю Орон пнрпмЙ испольлоппл и IH74 году метод спектральной гонсиЛи л и:нп(ии.

И рплрлЛотку < м' но и н о (I нроЛле

мы щи i..... н-и и н трехцветно

ГО ПСИ приятия ННПЧИТСЛМ1МЙ КЛад Лил и.....пн русскими учеными. М. И. Ломоносов (раньше чем Юнг) и 1742 174Н годы ие следони I смешение цистой и установил трехнпетныЙ принцип. II. II. Лили реи лннершил ранраЛот иу теории ионного ноиЛуждсним

ЦЙеТОПШ'ПрИМТНЯ.

Н от ноне учении о цветовых ощущениях лежат опыты см мк мин цнетоп, т. е, доставлении

СЛОЖНЫХ ЦИСТОЙ ИЛ HOKOTOplilX

основных, причем нниЛолее со воршенные результаты доети


Луи Дюнч tlm О/

(IMU7 turn

гиютсн, пели принять нп оенои НЫВ крпеный (К), леленый (М) и синий (О г определенными мин гимумнми и длиннх ноли, (лож ими цвети ии оснонных 0ОВП1Д1ЮТ но цветовому тону ео еппктраль

ними, но не mi п....... полной на

мин тки in Сам процесс еме

пения можно проииподнт!. двумя путями аддитивным и cyfl фиктивным. М последнем случне н кнчеетяе основных применяют Хроматические цвети, нплынле мыл дополнительными: голуЛой (минус К), пурпурный (минус 3) и желтый (минус С).

Ко НГОХ ироцегглх ТрВХЦВеТ

ной фотографии должны им пол пяться;

I) л нп л ии цветов - получение чернл синий, меленый и присный светофильтры трех тип оделен ных неi типом,