Главная страница » Истоки фотографии
лось изучением физико-химической природы его отдельных ста дни. Это вызывалось потребностью в максимально рациональной технологии производства и обработки кинофотоматериалов, а также н расширении областей их применения. Если в первые годы фотографии научния и изобретательская мысль была направлена на создание сухих и стойких во времени фотоматериалов, то позднее, в эпоху бромосеребряных желатиновых эмульсионных слоев, особенно с началом их промышленного изготовления, исследования стали развиваться главным образом в области трех стадий нового фотографического процесса - синтеза эмульсий, действия света и проявления скрытого изображения, хотя вопрос о природе скрытого изображения возник с первых шагов фотографии, т. е. еще во времена дагерротипии. Первой гипотезой относительно природы скрытого изображения было высказывание Араго о фотолизе йодистого серебрв; тогда же Доннэ, а позднее Бредит предположили, что природа скрытого изображения - в эффекте распыления галоидного серебра. Несостоятельность последнего предположения доказывалась анализом количественных характеристик. Для достижения эффекта распыления должно затрачиваться лучистой энергии во много раз больше, чем это необходимо для образования скрытого изображения. В противоположность гипотезе о фотохими чес ком восстановлении была высказана мысль о возможности окислительного процесса с выделением окснбромидов серебра (Туголесов. 1903; Браун. 1904). Однако и эта гипотеза оказалась несостоятельной, так как такие соединения не были химически выделены. Поэтому осталась наиболее вероятной версия о фотовосстановительном возникновении скрытого изображения. Вместе с тем вопрос, насколько далеко идет этот процесс, служил предметом многих дискуссий. В основном все они сводились к обсуждению двух возможностей - образованию либо суб-галондов. либо зародышей серебра. При рассмотрении этого вопроса важную роль сыграли два типа опытов: во-первых, выяснение химической устойчивости скрытого изображения; во-вторых, наблюдение за поведением галоида при действии света. Первая серия опытов (Эдер, 1905) - обработка экспонированного слоя азотной кислотой - показала устойчивость скрытого изображения; отсюда был сделан вывод, что оно не состоит из серебра. Вместе с тем опыты по облучению бромистого серебра (Гар тунг, 1924; Кох и Крейс. 1925) свидетельствовали о фотолизе бромистого серебра. На основе этих опытов возникла субгалонд-ная теория скрытого изображения, которую разделяли в течение ряда лет крупные авторитеты в области научной фотографии (Кари Ли, 1887; Абней. 1893; Эдер, 1905). Ее поддерживал также Лютер (1899) - выходец из России. Нерастворимость скрытого изображения в азотной кислоте вскоре была разъяснена наблюдением за поведением адсорбированных веществ: было показано.
что в состоянии адсорбции вещества резко меняют свои свойства. Поэтому мельчайшие частицы серебра, образовавшиеся под действием света и адсорбированные галоидным серебром, приобретают новые свойства, в том числе и способность инициировать проявление. Позднее исследования Поля и Смакулы (1930). а независимо от них работы М. В. Савостьяновой и Т. П. Кравеца убедительно доказали, что скрытое изображение представляет собой частицы серебра, являющиеся центрами скрытого изображения. Как указывалось выше, подобное представление обосновывал еще в 1870-1872 годах В. В. Лерман-тов, хотя он и не сумел найти его экспериментального подтверждения. В развитие теории серебряных зародышей Герни и Мотт (1938) предложили квантово-механическую модель формирования скрытого изображения. Согласно их взглядам, скрытое изображение возникает посредством двух взаимосвязанных превращений - электронного и ионного. Эти процессы включают в себя последовательные стадии: во-первых, поглощение фотона ионом галоида в решетке эмульсионного микрокристалла, освобождение валентного электрона и перевод его в зону проводимости; во-вторых, удерживание электрона на энергетическом уровне примесного дефекта, подход к отрицательно заряженному дефекту межузельного иона серебра, нейтрализация заряда и я конечном результате рост примесного дефекта до размеров центра скрытого состояния и затем до состояния центра проявления. В связи с этим возникла потребность выяснения химической природы примесных дефектов, их локализации и механизма образования в процессе синтеза фотографической эмульсии, а также функций при создании скрытого изображения. В целях уточнения отдельных этапов данного комплексного процесса, составляющего сущность фотографической чувствительности, Бергом, начиная с 1939 года, а затем Митчеллом были проведены многочисленные опыты с применением современных прецизионных методов исследования. Эти работы раскрывали все большее число деталей фотографического процесса, позволявших уточнять технологию производства и обработки фотоэмульсионных слоев. На рисунке приведена воображаемая иллюстрация отдельных микроопераций при синтезе эмульсий. Эти операции изображены символически в виде об работки одного увеличенного до гигантских размеров кристалла бромистого серебра. Отдельные сотрудники наглядно показывают воздействие на кристалл и его измерения, предположительно подобные тем невидимым превращениям, которые совершаются в реакционной среде жидкой фотографической эмульсии в стадии химического созревания. Работой руководит и поясняет профессор Г. Фризер. Улучшение качества и расширение ассортимента фотокиноматериалов стало возможным прежде всего благодаря приме-
.Broms.tber - Forschung Institut f wiss. Photographic TH Munchen
 Г. Фризер поясняет суть микроопераций при синтезе эмульсий

|