Главная страница » Истоки фотографии

нению желатины, которая оказалась не только просто связующей средой, но в значительной мере также средой, позволяющей регулировать свойства фотографических эмульсий. Первые попытки применения этого продукта животного происхождения принадлежат Годену (1853) и Гаррнсону (1868), а благодаря опытам Меддокса (1871) применение желатины вошло в практику промышленного производства фотографических эмульсий фотокнноматерналов. До сих пор (т. е. свыше 100 лет) еще не найден синтетический заменитель желатины, равный ей по эффективности, хотя исследования в этом направлении ведутся не переставая. В СССР проводились систематические исследования особенностей структуры и фнэнко-ме-ханических свойств желатины, способов модификации этих свойств (П. В. Козлов, 1972), а также активных микрокомпонентов желатины, играющих основную роль при формировании фотографической чувствительности. Вскоре после открытия Меддокса последовал ряд предложений по усовершенствованию технологии изготовления эмульсий, основной целью которых было повышение светочувствительности и улучшение качества проявленного изображения. На основе многочисленных опытов была разработана единая принципиальная схема синтеза эмульсий, представляемого как двухстадийный процесс: на первой стадии смешивают растворы, содержащие галогениды щелочных металлов и серебро, для выделения твердой фазы гало-геннда серебра и выдерживают реакционную смесь при повы шенной температуре; на второй стадии удаляют (промывкой геля или осаждением твердой фазы) растворимые соли н повторно нагревают полуфабрикат. Первая операция, позволяющая регулировать дисперсность твердой фазы и влиять на кроющую способность эмульсионного слоя, получила название физического созревания: вторая стадия, вызывающая повышение светочувствительности, называется химическим созреванием. Эти термины связаны с характером физико-химических процессов каждой стадии,- на первой совершается кристаллизационный процесс, на второй он затухает или прекращается вовсе, и возникают поверхностные топохи-мические превращения, которые и вызывают образование примесных центров, обусловливающих рост светочувствительности. Описанную схему синтеза фотографических эмульсий ясно сформулировал Эдер в 1880- 1882 годы. Физико-химическую природу первого и второго созреваний и их технологическое значение изучали в 30-е годы XX столетия Керролл и одновременно и независимо К. В. Чибисов. Морфологию эмульсионных микрокристаллов детально изучали Тривелли и Шеппард (1921), а позднее с применением электронного микроскопа Клейн (1956). Кинетика первого созревания в 30-е годы была предметом обстоятельных исследований К. С. Ляликова, установившего основные закономерности дан-
 А. Тривелли ного процесса и влияние состава среды. Хи ми ко-фотограф и чес кие и спектрофотометрам- i..k- исследования продуктов химического созревания и сенсибилизации привели к выводу о серебряной природе примесных центров, хотя до сего времени существует дуалистическое представление об их составе и структуре, а также об их функциях и даже о преимущественном значении сернистосерсбряных центров. Вместе с тем фундаментальные исследования В. М. Белоуса, применявшего люминесцентный метод, не только подтвердили серебряную природу центров, но и разъяснили механизм их образования как при восстановительной, так и при сернистой сенсибилизации. В результате был сформулирован принцип химического единства химической сенсибилизации и в связи с этим тезис о химическом единстве всего фотографического процесса как последовательных на отдельных стадиях окислительно-восстановительных превращениях (К. В. Чибисов, 1956). Вопросами физических процессов образования скрытого изображения, рассматривавшихся на основе физики твердого тела, успешно занимался П. В. Мейк-ляр. который обобщил результаты своих исследований по этой центральной проблеме фотографической науки в обстоятельной монографии (1972). В эмульсионных микрокристаллах примесное свободное серебро образует взаимосвязанную систему галоидное серебро - свободное серебро, причем примесные центры размером от атома до молекулярных образований находятся в квазиравновесном состоянии. Серебро созрепа ния можно рассматривать как твердый раствор в галогени-де серебра эмульсионных микрокристаллов, поэтому при его пересыщении под действием небольшого числа поглощенных квантов света может происходить фотостимулированное возникновение кристаллических зародышей - центров скрытого изображения. В случае достаточно высокой концентрации примесного серебра, т. е. при высоком уровне химической сенсибилизации фотостимулированное зародышеобразование может возникать сразу при поглощении 2 - 5 фотонов без дополнительного фотолиза. При слабой сенсибилизации экспонирование должно в результате фотолиза IMC.i
|