Главная страница » Истоки фотографии



Доминик Франсуа Ара/о 11786-1853)

Вильям Генри Фокс Талбот 11800-1877

Узнав в январе 1839 года о докладе Араго, посвященном дагерротипии, Талбот поспешил возобновить прерванные было фотографические работы, и уже 25 января того же года им была организована в Королевском институте выставка фотогенных рисунков,- это были полученные контактным путем теневые изображения растений (листьев, цветов). В газетах сообщалось, что, кроме того, на выставке представлены и позитивные копии гравюр. По этому поводу в своем отчете Талбот писал: Если копия защищена от действия солнечного света, то она сама может служить объектом копирования, и при помощи этого второго процесса свет и тени воспроизводятся в их исходном положении . Это и есть ясное изложение негативно-позитивного принципа.

Кроме хлористого серебра Талбот применял также и бромистое, для чего бумагу, пропитанную в растворе нитрата серебра, он очувствлял дополнительным купанием в растворе бромистого калия. Но основным его достижением является процесс калоти-паи {калос по-гречески - красиво, хорошо), основанный на применении бумаги, покрытой йодистым серебром, с дополнительной сенсибилизацией галлонитратом серебра, который служил и для проявления, т. е. усиления едва заметного первоначального изображения после экспонирования. Получаемое при этом негативное изображение печатали контактным путем на хлоросеребряной бумаге; фиксирование в обоих случаях осуществляли раствором гипосульфита.

Снимки Талбота и Дагерра су-



Фокс Талбот. Мемориальная часовня Виндзоре. С калотипа (18461

щественно разнились по качеству. Так, сопоставляя их, Гершель сказал (май 1839 года): Рисунки Та л бота - детская игра по сравнению с дагерротипом... . В результате открытие английского изобретателя оставалось в тени, так как значение негативно-позитивного принципа, позволяющего размножать снимки, в пору шумных успехов дагерротипии оказалось просто непонятым. Даже сочлены Талбота по английскому Королевскому обществу холодно отнеслись к его открытию, хотя оно заключало в себе перспективу фотографии.

I. 2. Сведения о фотографии в России

Ознакомление с фотографией в Петербургской Академии наук. Распространение

дагерротипии в России.

Документы по истории фотографии в Академии наук СССР

Российская (Петербургская) Академия наук постоянно следила за развитием науки и техники в европейских странах. В числе ее членов было даже доверенное





Иосиф Христиамоеич Гамель /1788-1861)


Юлии Фгдороьич Фрицше Н808-187П

лицо - И. X. Гамель (с 1813 года - член-корреспондент, а с 1829-го - ординарный академик по кафедре технологии и химии, приспособленной к искусствам и ремеслам ), обязанностью которого были регулярные поездки за границу с целью получения из первых рук сведений о последних научных открытиях. Много времени проводя в поезд ках по Англии, Франции и другим странам, Гммель знакомился с достижениями европейской науки и промышленности.

Когда в 1839 году Гамель отправился в очередное путешествие, Академия наук поручила ему ознакомиться с новыми от крытиями светописи, весть о которых уже дошла до Петербурга. В Лондоне Гамель лично от Талбота в подробностях узнал о его изобретении и приобрел некоторые принадлежности для кало-типии. К письмам в Российскую Академию наук (май - июнь 1839 года) Гамель приложил полное описание метода Талбота и несколько снимков. Затем, в 1841 году, создатель калотипни сам прислал в Петербург несколько снимков: в Архиве Академии наук СССР хранится 12 калотипов - фотографий на бумаге. На некоторых имеется надпись Талбота: апрель 1839 г. - и приписка photog-г. , свидетельствующая, что уже и тогда

существовал термин фотогра фия*.

Часть снимков представляла собой контактные отпечатки силуэтов растений, другая - негативы, полученные в камере-обскуре, нерезкие и малоконтрастные; все снимки были красно-коричневого цвета.