Главная страница » Истоки фотографии


и проявлении. Начало этих исследований было положено в 1940 году Арденном и в 1941 году Хеллом и Шёном. Многочисленные данные в 1956-1965 годы были получены Клейном в центральной лаборатории Аг-фа (Ливеркуэен. ФРГ). Здесь изучались рост и двойникование эмульсионных микрокристаллов, топография фотолиза и проявления. В СССР обширные электронно микроскопические исследования формирования и поведения микрокристаллов в фотографических эмульсиях проводил Е. П. Сенченков (1970). Они позволили получить новые сведения о топографии образования скрытого изображения и механизма его проявления.

К статической, обычной, фотографии тесно примыкает кинематография, поскольку стадия получения первичного изображения в обоих случаях представляет собой одинаковый химико-фотографический процесс. Вместе с тем для кинематографии разработана специальная съемочная и проекционная аппаратура, а ее использование в киноискусстве и научно-технической практике столь обширно и своеобразно, что эта область представляет собой особую, весьма обширную отрасль науки, промышленности и культуры.

Начало развития и широкого распространения кинематографии относится к 1895 году, когда состоялся первый публичный киносеанс, организованный изобретателями первой киносъемочной и проекционной аппаратуры братьями Люмьер. Однако принцип создания зрительной иллюзии движения относится к эна-


Луи /1864-1948/ и Огюст /1862 - 1954/ Люмьер

чительно более раннему времени. Данный принцип основан на так называемом стробоскопическом эффекте (strobos - вихри), создающем возможность восприятия быстрой смены изображения отдельных моментов - фаз переме щения объекта как его непрерывного движения. Из опыта известно, что если освещение сетчатой оболочки глаза прекращается, то ощущение света не исчезает сразу - оно задерживается, исчезая

лишь через /ю-/ <= На 3X011 и базируется стробоскопический

эффект, составляющий физиологическую основу кинематографии.

Для демонстрирования стробоскопического эффекта очевидно необходимы, во-первых, прибор - стробоскоп, осуществляю щий быструю смену изображений отдельных фаз движения, и, во-



вторых, серия таких изображений, чередующихся через короткие промежутки времени. Создателями стробоскопа являются Плато и Стампфер, которые одновременно и независимо друг от друга изобрели его в 1833 году. Впоследствии были предложены разнообразные конструкции этого прибора, в том числе и для проекции на экран (Ухатиус, 1845).

Вначале для показа иллюзии движения применяли рисованные картинки, представляющие отдельные фазы перемещения некоторого объекта. Первыми, получившими моментальные фотографии разложенного на фазы

движения, были Мьюбридж и Ма рей, обязанные своим успехом появлению высокочувствительных фотоматериалов. Опыты этих исследователей почти совпадали по времени (1872 - 1882 годы) и заключались в систематическом наблюдении за движениями человека и животных.

Работы Марея, по существу, и привели непосредственно к кинематографии - изобретенный им фотохронограф (1890) надо считать прообразом кинематографа. Радикальное же решение вопроса о широких возможностях кинематографа связано с изобретением кинопленки, которое отно-


Э. Мьюбридж. Всадник берет барьер



сится еще к 1887 году, хотя патент на свое изобретение изобретатель Гудвин из-за приоритетного спора с Истменом получил лишь в 1898 году. Выпуск кинопленки и создание киноаппаратуры - съемочной и проекционной - положили начало эпохе кинематографа, что и было продемонстрировано братьями Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже. Появление кинематографа сопровождалось во Франции горячей дискуссией, кому именно принадлежит честь считаться его первооткрывателем. Сегодня ясно, что предыстория кинематографа связана с именем Марея, тогда как его внедрение в жизнь было связано с именем братьев Люмьер.

Дальнейшая история кинематографии включает не только ее техническое совершенствование, но главным образом создание материальной базы промышленного производства кинофильмов, особенно художественных, причем в этой области непревзойденные успехи достигнуты в СССР. С 1960 года советская оптико-механическая промышленность выпустила 15 типов киносъемочной аппаратуры (Для пленки шириной 8 - 70 мм), предназначенной для разных видов съемок (телевизионных, хроникальных, научных, любительских, профессиональных), при этом каждый тип состоял из семейства постоянно совершенствовавшихся моделей. Для всех видов профессиональной и любительской демонстрации фильмов было выпущено около 20 типов кинопроекционной аппаратуры.

Из крупных научно-технических деятелей советского кино


Евсей Михайлович Голдовский (1903 - 1971)

следует назвать Е. М. Голдовского, проводившего разработку различных новых проблем и видов кинематографа - панорамного, широкоэкранного, широкоформатного и круговой кинопанорамы - и посвятившего этим проблемам ряд монографий обобщающего характера. Стоит упомянуть, что в последнее время ведутся работы по созданию голографи-ческого кино (В. Г. Комар).

В современной науке и технике приходится иметь дело как с очень быстрыми, так и, напротив, очень медленными процессами, поэтому для их кинорегистрации и последующего визуального изучения требуются специальные методы съемки. Для таких экстремальных случаев разработаны методы, изменяющие масштаб