Главная страница » Истоки фотографии



Александр Федорович Шорин 11890-19411


Павел Григорьевич Тагер (1903 - 1971)

времени, в течение которого совершается процесс, т. е. замедляющие или ускоряющие визуальную картину. Подобного рода съемки используют для изучения таких процессов, как взрывы, электрические разряды, ударные волны, ядерные реакции и др. Замедленную съемку (называемую обычно цейтраферной, что значит уплотнение времени ) производят с постоянным заданным интервалом времени между следующими друг за другом кадрами,- интервал в зависимости от характера процесса может колебаться от нескольких секунд до нескольких часов (иногда даже суток). При нормальной скорости кинопроекции (16-24 кадр/с) будет наблюдаться ускорение процесса, позволяющее изучать различные медленно совершающиеся процессы, например рост растений, явление кристаллизации, развитие микроорганизмов, медленные химические реакции и др. Цейтраферную съемку используют также в художественном и документальном кино.

Важным достижением в кинематографии является фотографическая запись звука,- она прев ратила немое кино в звуковое, значительно обогатив, таким образом, его выразительные возможности. Начало этого метода положил А. Векшинский (1889), предложивший принципиальную схему ныне существующего устройства. В 1900 году И. Л. Поляков получил патент на воспроиэ ведение фотографической записи звука посредством фотоэлемента. В 1906 году американский изобретатель Л ост разработал систеиу звукозаписи на кинопленку. В России успешные опыты в этой

IMG 6Q16.CR2



области относятся к 1910 году (С. Лифшиц).

Фиксация звуковых колебаний для кинематографических целей осуществляется таким образом, чтобы затем полученную фонограмму использовать для воспроизведения звука. Поэтому широкое распространение получили электроакустические методы зву козаписи, облегчающие звуковоспроизведение. Фонограмма имеет вид своеобразной осциллограммы, оптические свойства которой изменяются по ее длине. Существуют два вида записи - с переменной оптической плотностью (интенсивная запись) или с переменной шириной звуковой дорожки (трансверсальная запись). На базе фотографической звукозаписи и возникло в 1926- 1928 годы звуковое кино, реализация которого в СССР связана с изобретениями А. Ф. Шорина и П. Г. Тагера, предложившими одновременно и независимо друг от друга две различные системы. Озвученный по системе Шорина опытный фильм демонстрировался в Ленинграде в 1929 году, а по системе Тагера в 1931 году вышел на экраны советский полнометражный звуковой художественный фильм Путевка в жизнь*.

В документальной фотографии все большее применение находят электронно-оптические преобразователи, служащие не только для увеличения эффективной светочувствительности в фо-

тографирующей системе, но и для трансформации инфракрасного, ультрафиолетового или рентгеновского изображения в видимое. Каждый из них представляет собой прибор, состоящий из фотокатодной электронной линзы (введенной в практику в 1926 году) и люминесцирующего экрана. Если создать на фотокатоде оптическое изображение, последний будет выбрасывать электроны, которые в результате фокусирования на экране образуют видимое изображение. Особый интерес представляют многокамерные приборы, применяющиеся в астрономии, спектрографии, ядерной физике, микробиологии, медицине; применялись они и для усиления яркости при киносъемке (Н. И. Тельнов, 1961).

Таким образом, в процессе исторического развития как статической фотографии, так и кинематографии сформировался особый раздел специальных видов съемки, значение которого обусловлено точностью фиксации исследуемого объекта, длительностью хранения зарегистрированной информации, возможностью ее многократного воспроизведения и, наконец, объективностью и достоверностью анализа исследуемых явлений. Для хранения и техники поисков требуемой фото- и кинодокументации создаются специальные хра нилища и автоматизированная аппаратура.



Глава III

История организации ютографической науки

III.1. Зарубежная и отечественная фотографическая наука и промышленность

Фотографическая наука за время своего 150-летнего существования разрослась в огромную народнохозяйственную отрасль. Закономерно, таким образом, возникновение учреждений, способствующих разработке теоретических проблем и развитию фотографической промышленности, создание общественно-научных организаций, объединяющих ученых и инженеров в этой области, а также проведение национальных и международных встреч деятелей науки, техники и промышленности.

В эпоху дагерротипии и колло-дионного процесса изобретатели проводили свои опыты, как правило, самостоятельно, без общения друг с другом, т. е. поиски и находки одиночек являлись решающим фактором прогресса фотографии. Только с возникновением промышленности фотоматериалов появилась потребность научного решения проблем, с од-

ной стороны, для контроля за качеством продукции, а с другой,- для усовершенствования технологии и расширения ассортимента. Это произошло примерно в 1880 году, когда утвердилась определенная технологическая схема и на предприятиях стали создавать экспериментальные лабо-ратори в.

Первая такого рода лаборатория возникла в 1884 году на фабрике сухих пластинок Шлейс-нера во Франкфурте-на-Майне,- там начал свои исследования Люппо-Крамер. К этому же времени относится организация лабораторий на фабриках Перутца (Мюнхен), Гауффа (около Штут-тгарта) и других. Значительные для химико-фотографической промышленности результаты были достигнуты в фотохимической лаборатории Агфа в Берлине. Вначале (1893) ею руководил Андрезен, в 1918 году заведующим стал эмигрировавший из Советской России И. С. Плотников, а в 1921 году ее возглавил Эггерт. В 1928 году эта лаборатория была реорганизована в Центральную фотохимическую лабораторию уже в Вольфене, где со-