Главная страница » Истоки фотографии
еще в 30-х годах. Результаты в этой области были им обобщены в докладе при защите докторской диссертации (1968). Для разработки отечественных фотообъективов громадное значение имели работы А. И. Тудоровского, Д. С. Волосова, Д. Д. Максутова и других. Благодаря успешным работам конструкторских бюро нескольких советских предприятий были выпущены различного типа фотообъективы, фотокамеры, диапроекторы, киносъемочная и проекционная аппаратура и т. д. Производство советских фотокамер особенно сильно выросло с 1947 года. Всего поступило в продажу 45 различных марок фотоаппаратов от сравнительно простых до сложных современных конструкций; выпускались аппараты шкальные, зеркальные, стереоскопические, малоформатные. Среди них, например, была камера Фотон (1969) для фотокомплекта Момент . Наибольшее распространение имели малоформатные фотоаппараты марок ФЭД (с 1934), Киев (с 1947), Зоркий (с 1948), Зенит (с 1952), Вилия (с 1973). Как правило, отдельные типы составляли семейства постепенно совершенствовавшихся моделей. II 1.2. Фотографические общества и преподавание фотографической науки в России Развитие фотографии, так же как и других областей знания, не могло, конечно, быть достаточно успешным без научного общения и передачи опыта. Усилиями ряда энтузиастов (Д. И. Менделеев, В. И. Срезневский, С. Л. Левицкий и др.) был учрежден в 1878 году V (фотографический) отдел Русского технического общества (PTO), хотя вопросами фотографии общество занималось еще с 1870 года. Отдел ставил своей задачей развитие и усовершенствование технической, научной и художественной стороны светописи и ее применения , осуществлял взаимное общение ученых и фотографов, пропагандировал достигнутые успехи и содействовал развитию отечественной техники и промышленности. Хотя он и возглавлялся сановными любителями фотографии, в его практической деятельности ведущую роль играли подлинные знатоки фотографического процесса того времени. При этом так сложились обстоятельства, что наиболее активно деятельность V отдела развивалась до 1894 года. С 1880 года он издавал собственный периодический журнал Фотограф под редакцией В. И. Срезневского, а также сборники своих трудов, где печатали доклады, статьи членов РТО, описывали фотографические новинки. Отдел выполнял, кроме того, некоторые научные исследования, касавшиеся проблем желатины как одного из важных видов сырья для изготовления фотографических эмульсий, а также проявителей, новой зарубежной продукции и вопросов сенситометрии. В 1888-1898 годы фотографический отдел организовал пять выставок; важным событием стал созванный им в 1882 году Всероссийский съезд по фотографии, приуроченный к Всероссийской промышленной
 . К сожалению, к 90-м годам научно-организационная деятельность V отдела РТО стала приходить в упадок (его руководство перешло в руки торгово-промышленных дельцов), но тем не менее он просуществовал им (Mi. до революции. В это же время в ряде городов начали появляться местные фотографические общества (в Харькове, Одессе (1891). в Риге, Варшаве (1892) и др.). Из них наиболее деятельным и авторитетным было Русское фотографическое общество в Москве (1894 - 1930), став шее вскоре всероссийской организацией. Общество насчитывало большое число членов, имело лаборатории и ателье для практической работы и издавало в период 1908-1918 годов журнал Вестник фотографии . С 1887 года в крупных городах устраивали выставки главным образом художественной фотографии. Одной из наиболее обширных была Юбилейная выставка, посвященная 50-летию фотографии (1889), развернутая в залах Исторического музея в Москве, на которой экспонировались образцы аппаратуры и фотоснимки, позволявшие представить себе поступательный ход развития фотографии. В том же году аналогичная выставка была устроена V отделом РТО в Петербурге. С этого времени фотографические выставки стали проводить регулярно каждые три-четыре года не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, что поощряло активность не только фотографов-профессионалов, но и любителей и благотворно влияло на внедрение фотографии в хозяй- ство страны. В 1902 году в Москве, а затеи в 1903 году в Петербурге состоялись международные фотографические выставки, на которых экспонировали свои работы представители десяти стран - восьми европейских, США и Канады. Кроме художественных фотографий на выставках демонстрировались также и образцы научного применения фотографии. В СССР к 10-летию советской фотографии была организована Академией художеств первая выставка, на которой среди прочего были показаны экспонаты, сви детельствовавшие о стремительном росте фотопромышленности в стране. В послевоенные годы в СССР состоялся ряд выставок, приуроченных к различным юбилейным датам. Преподавание фотографии в царской России носило случайный характер: как правило, читались кратковременные курсы и общедоступные лекции, инициаторами и устроителями которых являлись фотографические общества. Некоторого рода исключением был курс фотографин, читавшийся (с 1906 года) профессором Н. А. Петровым в Киевском политехническом институте. В СССР с распространенней научно-технического применении фотографин вопросу подготовки квалифицированных кадров стали уделять значительное внима ние. В 1918 году в Петрограде был организован Высший институт фотографии и фототехники как учебное, научно-промышленное н культурно-просветительское учреждение. Его основателями были Д. И. Лещснко - старый большевик и организатор фотографического дела в нашей стра- МО 6Q21.
Н. Петр**. Пейааж не, В. И. Срезневский и А. А. Поповицкий. Последний возглавил этот институт. В институте были созданы четыре факультета: научно-фотографический, художественно-фотографический, полиграфический и оптико-механический. В число преподавателей входили крупные специалисты того времени: химики - И. И. Жуков (член-корреспондент АН СССР с 1946 года) и А. Е. Порай-Кошнц (академик с 1935 года), фототехник А. И. Прилежаев, сенситометрист С. О. Максимович, а также физик Ю. А. Крутков (член-корреспондент АН СССР с 1934 года) и художник Г. С. Верейский. Однако по финансовым причинам институт просу шествовал только до 1923 года; позднее на его базе был основан Ленинградский фотокиноинститут, в 1930 году преобразованный в Ленинградс- кий институт киноинженеров (ЛИКИ), который готовит специалистов для кинопромышленности, в том числе инженеров по производству фотокиноматериалов. Ведущими деятелями хими ко-фотографического факультета ЛИКИ были Ю. Н. Гороховский. К. С. Ляликов, Г. П. Фа-ерман, которые помимо препода вания широко развернули научно-исследовательскую работу с участием аспирантов и студен тов старших курсов. Результаты исследований печатались в журналах, а также обобщались в Трудах факультета . Специалистов профессионального кино выпускает Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве (ВГИК). Основанный в 1919 году как Государственная школа кинематографии, после нескольких реорганизаций ныне ВГИК имеет
|