Главная страница » Истоки фотографии


О способе Дагерра Гамель сообщил из Парижа в августе 1839 года, приложим подробное описание дагерротипии. В одном из писем (15 июля) он заметил: Я думаю, не нужно указывать Академии наук, что те снимки, которые выполнены во Франции Дагерром, весьма существенно отличаются от английской гелиографии . Очевидно, прежде всего Гамель подразумевал основное достоинство талботипии: принцип ильм у ю возможность размножения снимков. И все же будущие изобретатели пошли именно по негативно-позитивному пути.

Снимки Та л бота были явно неудовлетворительные по качеству, и тем не менее Академия наук поручила академику химику К>. Ф. Фрицше изучить именно его метод, и надо думать, не случайно: привлекала возможность размножения копий. Фрицше получил материалы Гамеля, а спустя некоторое время представил отчет-записку о результатах собственных опытов. Важно отметить, что Фрицше внес в процесс калотипии (или, как ее еще RBJы ii.i ли, талботипи и) некоторые улучшения, и таким образом, его работа является, по существу, первым исследованием в области фотографин, выполненным в России.

Впрочем, в России талботипия не получила широкого распространения, хотя известны удачные опыты образованного любителя - П. Трубецкого в Одессе,- который выполнил в 1851 году 16 бумажных негативов; Скамони, крупный специалист по фотомеханическим процессам, сообщал, что эти снимки демон-

стрировались на Московской фотовыставке в 1889 году.

В первые же месяцы после изобретения фотографии в Россию хлынули предприниматели-иностранцы, но так как в большинстве своем это были малосведущие в фотографическом деле люди, открывавшиеся ими да-герротипные ателье не пользовались особой популярностью. Вскоре появились и отечественные любители и энтузиасты. Так, например, полковник Теремин сумел получить (октябрь 1839 года) дагерротипный снимок

Исаакиевского собора в Петербурге с выдержкой всего в 25 минут. В том же 1839 году вышли в свет первые брошюры по дагерротипии Степанова, которые еще больше привлекли внимание и интерес к фотографии.

В 1840-х годах начал свои ра боты и прославился как большой мастер в области практической фотографии С. Л. Левицкий, лично знавший Дагерра и внесший существенный вклад в усовершенствование дагерротипии. Окончив юридический факультет в Московском университете, он увлекся дагерротипным процессом. Позднее, готовясь к отъезду по службе на Кавказ, Левицкий выписал из Петербурга аппарат

с оптикой Шевалье.

В 1843 году сделанные им дагерротипы кавказских ландшаф тов Левицкий отсылает в Париж Шевалье, который помещает их в свою витрину на выставке, и они удостаиваются медали, явив шейся первой в мире наградой за фотографии. В 1844 году Левицкий отправляется в путешествие по Европе, посещает Вену. Париж. Рим. Вращаясь в среде



русских художников и писателей, он выполняет ряд замечательных дагерротипов, имеющих огромную историческую ценность (например, портрет Н. В. Гоголя н 1844 году). Вернувшись в 1850 году и Петербург. Левицкий открынист ателье художест-не н нот фотопортрета (широко известии снятия им группа русских писателей: Гончаром, Тургенев, Толстой, Островский и другие). За свои великолепные дагерротипные портреты Левицкий был удостоен на Международной фотографической иыстан ке м Париже а 1851 году золотой медали.

С изобретением мокрого колло-дионного процесса (Ф. Скотт Ар-чер, 1Н51) Левицкий освоил этот новый пегитн н но-позитивный


Сергей Львович Леяицкии {1Н19 - 189Н/

способ и и 1870- 1880 о годы эа-ноеннл себе имя лучшего фотогрифа портретиста. Км у принадлежат многие одиночные и группо-имс портреты знаменитых русских писателей, ну б л и кона нш неся и журналах (Гончаров* Пекра-сон н другие). Полое чем за 50 лет, отданные фотографин, Ло-ннцкий ирояипл себя не только х у дож ни ком-фотографом, но и изобретателем, ризработаашим ряд усовершенствований. 1) 1Н47 году он внорные сконструировал фотокамеру с мехами для удоб-С'иш нанедения на фокус, для портретных работ он норным начал применять декоративные фо

н i.i и электрическое освещение (луговую лампу) при съемке. Спои находки и достижении Левицкий не держал а секрете, расскизиния о них н < i.i м.я\ для фотографических жур пилон. На протяжении многолетний практики Левицкий прошел через все □типы фотографической техники - от дигерротинии до нсполь-зонииин бромосеребряных слоев.

Интерес к дигерротинии затронул даже некоторых художником, среди которых следует упомянуть Л. И. Деньери. Он получил образование в Академии художеств и Петербурге, и и 1Н43 году открыл дигерротипноо ателье, которое пользовалось высокой репутацией; тим были сняты первые по времени портреты многих писателей, художников, артистов; хорошо известен, например, часто репродуцируемый портрет Т. Г. Шевченко (1868). В 1873 году Деньер получил высшую награду на Международной выставки в Вено.

В настоящее время и Эрмитаже (Ленинград) и Историческом му-

IMG .




С. Лепицкии. Николай Васильевич 1чюяь. С dateppuruna (1Н4&/




Яндекс.Метрика