Главная страница » Истоки фотографии
новича, Т. П. К ране цп. Я. М. Катушева. Е. А. Кириллова, Ю. Н. Гороховского. И. И. Лев-коева и К. С. Богомолова. IV.1.Зарубежные ученые в области фотографии Эдер Яоэеф Марна (Eder .loser Maria. 1855-1944) родился в г. Кремсе на Дунае. В 1872 году окончил местную гимназию и поступил в Венский университет, где изучал естественные науки; одновременно он посещал занятия в Венском техническом училище, где вступил в кружок энтузиастов фотографии и заинтересовался химическими основа ии фотографического процесса. После окончания университета в 1877 году Эдер был принят ассистентом по химии в ВТУ, а в 1880 году получил звание приват-доцента по общей и научной фотографии. За одно из первых своих исследований действия хромовой кислоты и ее солей на желатину и другие органические вещества Эдер был удостоен премии Венского фотографического общества. После открытия бромосеребряных желатиновых эмульсий и появления сухих фотоматериалов Эдер с присущим ему энтузиазмом и трудолюбием переключается на систематическое изучение этой новой и перспективной проблемы. К 1882 году он разрабатывает современную схему синтеза галоидосеребря-ных фотографических эмульсий. В 1884 году на основе своих спектральных исследований, применив дли спектральной сенсибилизации эритроэнн, он соз- дает рецептуру ортохроматических эмульсий, долгие годы имевших широкое распростра ненне. Заслугой Эдера является также введение в практику (1879) та волево железного проявителя для сухих фотоматериалов вместо отслужившего свой век аммиачно-пирогаллолоиого проявителя и разработка (1881) рецептуры хлоробромосеребря-ных эмульсий для позитивных слоев - фотобумаг и диапозитивных пластинок с применением проявления. В эти же годы Эдер убедился в трудностях постановки сравнительных опытов вследствие разбросанности литературы и решил по аналогии с общехими-чески ми науками создать Hand-buch по фотографии. Он приступил к работе по подбору литературных сведений для своего замечательного труда Ausfuhrli-chcs Handbuch der Photogra-phie , первый том которого появился в 1885 году. Всего вышло четыре тома, причем каждый состоял из разделов, посвященных различным отраслям фотографической науки и техники. I том: история фотографии; фотохимическое действие света; фотография при искусственном свете - спектральная фотогра фня, актинометрия, химическое действие окрашенного света; фотографические объективы; II том: основы фотографического негативного процесса; кол-лоднонные способы фотографии; дагерротипия и начало негативной фотографии на бумаге - талботипия, ньепсотипия и старые негативные способы; теоретические и практические основы автотипии;
 Йозеф Мария Эдер II855 1944/ III том: производство фотографических пластинок, пленок и фотобумаги; обработка фотографических пластинок, пленок и фотобумаги; сенсибилизация и десенсибилизация; сенситометрия, фотографическая фотометрия и спектрография; IV том: фотографические копировальные способы на солях серебра; пигментные способы, масляная, бромомасляная и гуммнпечать; гелиогравюра и глубокая печать; способы печати с видимым изображением, пла-тинотипия и различные копировальные процессы без солей серебра. Из этих сведений видно, сколь широкий круг проблем охватывает данный труд, который надо считать ценнейшим вкладом в мировую фотографическую нау- ку. В него вошли таиже некоторые работы самого Эдера, поэтому этот труд является не просто компиляцией, но в значительной мере и оригинальным произведением ученого. Вторым большим делом Эдера было издание Ежегодника по фотографии и репродукционной технике , которое было начато в 1887 году и продолжалось многие годы. Очень ценным является также составленный Эдерой справочник Рецепты, таблицы и способы по фотографии и репродукционной технике , выдержавший множество переизданий. Эдер всегда пропагандировал применение фотографии во всех областях деятельности человека, где требуется не только фиксация объекта или явления, но также точные сведения о временных изменениях. С 1892 года Эдер занимал должность профессора Венского технического училища сначала экстраординарного, а затем с 1902 года до пенсионного возраста (1925) - ординарного. В 1930 году, т. е. к его 75-летию ему было присвоено звание почетного доктора. Эдер был почетным членом разных общественных организаций, в том числе V отдела РТО в России; лауреатом многих именных медалей. Клер Луи Филипп (Clerc Louis Philippe. 1875-1950) - замечательный ученый Франции, называемый патриархом фотографии. Это был труженик непревзойденной эрудиции в области фотографической науки и смежных дисциплин - физики и химии. Он обладал колоссальной энергией, исключительной работоспособностью, знанием европейских
языков, был энциклопедистом, способным реферировать мировую фотографическую литературу. С 1921 года практически единолично Клер вел единственный в мире реферативный журнал Фотографическая наука и промышленность , был его главным редактором до последних дней своей жизни. Этот журнал оказал огромное влияние на распространение сведений о достижениях в области фотографии, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы в редакционной почте. Следует указать, что если труды, созданные Эдером и Ми эом, подводили итоги и раскрывали состояние фотографической науки на данный момент ее истории, то журнал Клера из номера в номер оповещал читателя о прогрессе фотографии, подкрепляя эти сведения опорными данными смежных дисциплин. Если сравнить значение деятельности Миза и Клера, то можно утверждать, что они оба до 1960 года были ведущими учеными мирового масштаба, хотя и отличались по характеру своей научной работы: первый делал науку, руководя большим коллективом сотрудников и всегда оставаясь на командных высотах науки, второй же распространял достижения в различных областях и пропагандировал прикладные возможности достигнутого. Клер участвовал во многих периодических изданиях. Так, он был главным редактором в 1941 - 1944 годах и директором после 1944 года Оптического обозрения ( Revue dOptique ) и руководящим сотрудником ряда
 Лии Филипп Кл р (1875-1959) других журналов - Обозрение фотомеханических процессов ( Revue dee Procede Photo mecanique*), Обозрение фотографических наук ( Revue des Sciences Photographiquee ) и др. Свои оригинальные работы он публиковал в ведущих французе ких изданиях - в Трудах Ака демии наук , в Бюллетенях Французского фотографического общества и др. Особо ценным надо считать его фундаментальный труд Фотографическая техника в двух частях ( La Technique Photographique*), после первого издания в 1926-1927 годах переиздававшийся до 1957 года шесть раз. В отличие от теоретического характера книги Миза данный труд включает описание всех видов фотографической практики. Иными словами, эти
|