Главная страница » Истоки фотографии


труда Ausfuhrliches Handbuch der Photographies;

2) отчасти с именем Миза связано становление и бурное развитие химико-фотографической промышленности, естественно, требовавшее подкрепления эмпирики прочной теоретической базой. Возникла необходимость обобщения теоретических знаний сильно дифференцировавшегося фотографического процесса, что могло быть осуществлено лишь коллективом ученых разных специальностей, руководство которым взял на себя Миз,- так возник фундаментальный труд Теория фотографического процесса ;

3) разработанные за многие годы модернизированные способы фотографической техники требовали критической ревизии, экспериментальной проверки, выбора надежной рецептуры и обоснованных условий ее применения,- в результате появилось базирующееся на основе опыта руководство Клера Фотографическая техника ;

4) разрастающийся и стабилизирующийся фотографический процесс требовал надежного соответствия предлагаемых практических рекомендаций с обще-химическими принципами,- эту задачу решал в процессе своей исследовательской и педагогической деятельности Эггерт, создавший руководство по физической химии, позволяющее осуществлять проверку химической обоснованности новых рекомендуемых способов;

5) на долю Керролла выпало внести ясность в темную область физико-химических превращений, протекающих при из-

готовлении эмульсий; им была осуществлена серия экспериментальных исследований, очень важных для изучения отдельных стадий этого сложного процесса; результаты экспериментов Керролла собраны в специальном сборнике с приложением краткого разъяснения, составленного Бергом.

Вообще научно-фотографическую работу в капиталистических странах схематически можно разделить на две категории: исследования в лабораториях фирм и высших учебных заведений. В первых исследования ведутся прежде всего в интересах технологии производства фотоматериалов, но часто сопровождаются поисковыми работами теоретического характера. Во вторых ведутся теоретические исследования, а разработка прикладных проблем, обычно финансируемая промышленностью, имеет лишь второстепенное значение.

IV.2. Русские и советские ученые в области фотографической науки

Срезневский Вячеслав Измаилович (1849-1937) родился в Петербурге. Еще в юношеские годы он познакомился с фотографией, а получив гуманитарное образование, начал заниматься ею практически, прозорливо оценив ее несомненно большую будущность. В те годы процветал мокрый колло-дионный процесс, но Срезневский был знаком также и с дагерротипией. В возрасте 26 лет



он ужо настолько хорошо знал разные модификации фотографического процесса, что сумел оценить преимущества и перспективу бромосеребряных желатиновых слоев. Это и послужило причиной того, что в течение 40 лет вместе с Варнерке он занимался полупромышленным производством фотоматериалов такого типа для научных целей.

Срезневский был незаурядным конструктором фотоаппаратов для экспедиций (1882), съемок с воздушного шара и под водой (1886) и для фотографирования солнечных затмений (1887). В НО х годах он был автором справочников по фотографической технике. Особенно большим вкладом в развитие отечественной фотографии надо считать его активное участие в работе V фотографического отдела РТО, бессменным руководителем которого был с 1878 года до начала 90 х годов. В этом качестве Срезневский ввился организатором ряда докладных записок в правительственные инстанции по поводу подготовки квалифицированных кадров, авторских прав фотографов и т. д. Он был также инициатором создания курсов, составителем программ, а в ряде случаев и руководителем научных работ по некоторым актуальным проблемам, вызывавшим интерес V отдела.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Срезневский с присущей ему энергией продолжал свою деятельность. Он стал одним из основателей и председателем Ученого совета Высшего института фотографии и фототехники в Петрограде (1918-1923). Поэд-


Вя неслав Измаилович Срезневский (1849-1937)

нее написал исторический обзор н виде Таблиц светочувстви тельных веществ и их применения в главных фотографических процессах с 1824-го по 1928 годы ( Советский альманах , 1925). Таким образом, его огромные заслуги в деле становления и развития отечественной фотографии неоспоримы.

Рабинович Адольф Иосифович (1893-1942) родился и получил среднее образование в Одессе. В 1915 году он окончил Новороссийский (Одесский) университет по специальности физико-химии. С переездом в Москву Рабинович поступил и оставался до конца жизни ведущим научным сотрудником Физико хими




Адольф И<кифович Рабинович (1893-1942)

чес ко го института ни. Л. У. Карпова. Сначала этот Институт был Центральной химической лабораторией ВСНХ (1918), затем, а 1921 году, реорганизован в Химический институт им. Л. У. Карпова, а в 1931 году стал Фиэи-ко химическим институтом того же имени.

А. И. Рабинович начал свою работу в институте в 1923 году, и н 1928 году, после создания са мостоятел ьной коллои дох ими-ческой лаборатории, стал ее руководителем; в 1933 году он был иэбрап членом-корреспондентом АН СССР по техническому отделению.

Исследовательская деятель ность Рабиновича была весьма

обширной и перспективной. Помимо изучения проблем коллоидной химии он стал проводить работы в области фотохимии в интересах научной фотографии. В его лаборатории изучался механизм фотографического проявления и предложена адсорбционная теория этого процесса; большое внимание уделялось проблеме спектральной сенсибилизации, причем удалось получить новые результаты принципиального значения; проводилось исследование физико-химических и фотографических свойств желатины. В этих работах А. И. Рабинович кооперировался с НИКФИ, в органнэа ции которого он принимал деятельное участие.

А. И. Рабинович был одним на ведущих ученых на международных конгрессах, где пользовался большим авторитетом. Из его школы вышли крупные ученые, в частности В. А. Кар гин. X. С. Багдасарьян. К сожа лению, жизнь Адольфа Иосифовича Рабиновича оборвалась очень рано, в расцвете его творческих сил, и советская фотографическая наука понесла тяжелую потерю.

Кравец Торичан Павлович (1876-1955) родился в семье земского врача. По окончании Тульской классической гимназии поступил в Московский университет, который окончил в 1898 году. Здесь он слушал лекции корифеев русской науки (А. Г. Столетова, Н. А. Умова, Н. К. Жуковского. Н. Д. Зелинского), однако его подлинным учителем был П. Н. Лебедев, в лабораторию которого он вступил студентом 3-го курса. Рабо-

l-t;