Главная страница » Истоки фотографии
 Ателье середины 1850-х гг. зсе (Москва) хринятся интерес-ные коллекции дагерротипов. Правда, многие дагерротипы погибли, так как они, к сожалению, недолговечны. Поэтому в практику вошло золочение их поверхности, что повышало качество изображения и способствовало большей сохранности. С именем академика Гамеля связано появление в Академии наук обширного собрания документов по истории фотографии, относящихся к периоду 1787 - 1841 годов. В Париже в 1839 году Гамель познакомился с Исидором, сыном Нисефора Ньепса, и получил от него множество ценнейших материалов - оригинальных писем, рисующих взаимоотношения лиц, стоявших у колыбели фотографин. По этим письмам Гамель собирался написать историю возникновения фотографии и поднять таким обра- зом авторитет Нисефора Ньепса, приниженный, как думал Исидор Ньепс, Дагерром. Но если быть беспристрастным, то, конечно, первенство принадлежит таланту Дагерра. Достаточно упомянуть использование им йодистого серебра (отвергнутого Ньепсом) и паров ртути для проявления,- в сущности, открытие скрытого изображения. Мосле смерти И. X. Гамеля (1861) его племянник и наследник В. Гамель передал в 1863-м и 1868 годах большую часть упомянутых документов в Академию наук, а позднее (1875) по письму Академии представил и остальные. По постановлению Конференции Академии наук вся переписка и другие материалы Гамеля были помещены на хранение в Библиотеку Академии, а впоследствии в Архив, где они и пролежали под спудом в течение многих лет, оставаясь никому не известными. Только в 1928 году советский историк П. Г. Васенко, работая в Рукописном отделе Библиотеки АН СССР, сделал неожиданное открытие - обнаружил собрание бумаг под общим названием Переписка Ньепса . В краткой заметке в журнале Фотограф (1928) он сообщил, что в найденной им коллекции из архива Гамеля содержится свыше 140 документов - подлинных писем, записок и рукописей - несомненно огромной ценности. Эти материалы предварительно рассмотрел профессор Н. Е. Ермилов, изложивший результаты своего обследования в статьях Фотографа (1928) и Фотоальманаха (1929); кроме того, Ермилов представил сообщение о

них на Мгждународный конгресс по фотографии (Дрезден, 1931). Поскольку работа Крмилопа имела лишь общий ознакомитель ный характер. Президиум AM СССР постановил продолжить изучение документов, чтобы к столетию фотографии (1939) опубликовать о них подробные < ИеЛеНИЯ С КОММСНТарИЯМИ. Ру ководил этой большой работой академик С. И. Вавилов, а основное участие в ней принимал крупный советский физик про фессор Т. П. Кравец. Подготовка документов к печати была закончена перед самой войной. В рукопись были включены: предисловие к выпуску 7 Трудов Архива АН СССР , статья директора Архива Г. А. Князева Значение и происхождение публикуемых документов , статья Т. П. Краве-hi К истории изобретения фото графин и архивные материалы 1787 - 1841 годов (168 писем и других материалов - оригиналов и аутентичных переводов) - все под общим названием Документы по истории изобретения фотографии (переписка Ньепса, Дагерра и других лиц) . Война задержала это иэда ние,- оно вышло из печати в 1949 году, но поступило в продажу (после дополнительного хо датаиства АН СССР) только в 1954 году. На Международном конгрессе по фотографии в Кельне (1956) советская делегация передала экземпляры книги ря ДУ зарубежных институтов и библиотек. I. 3. Совершенствование негативно-позитивного процесса Доколлоди он ный негативно-позитивный процесс. Мокроколлодионный процесс. Переход к сухим желатиновым материалам. Создание химикофотог рафи ческой промышлен ности. Мокроколлодионный процесс в России. Производство фотоматериалов в России Значительные успехи в фотографии были достигнуты с открытием мокрого коллодионного процесса, который позволял получать негативные изображения на стеклянной пластинке и размножать с них позитивы практически в любом количестве*. Впрочем, почти таким же образом сходный комбинированный процесс был осуществлен еще Талботом, хотя и с применением бумажных негативов. Недостатком последних была их малая общая прозрачность и структура бумажного волокна, которая про-печатывалась на позитивной копии и ухудшала качество изображения. Тем не менее Талбот выпустил (1845) книгу с кало-типными снимками, т. е. впервые использовал фотографию как средство иллюстрирования. Кроме того, он применил свой процесс для изготовления увеличен- Сразу - . уместно заметить, что. Н1[<11 гвое время большую прогрет енвиую роль, способствуя развитию фотографической технологии, ныне мок рый коллодионный процесс наводит самое ограниченное применение.
|