Главная страница » Истоки фотографии


щаяся (с мехами) фотокамера Москва* форматом 6x9 см (существовала до 1960 г.).

1946-1950 гг.-Первая мо дель зеркального двухобъектнв ного фотоаппарата Комсомолец ; с 1976 г.- усовершенствованная конструкция Любитель .

1949 г.- Выпущена павильонная пластиночная камера Восток форматом 9Х 12 см, с меха ми тройного растяжения; позднее (197Н) создана однообъектив-ная зеркальная камера Ракурс для роликовой пленки, с форма том кадра 5.6x7,2 см.

1952-1954 гг.- Выпущена камера Момент для одноступенного процесса; позднее (1969) ее заменила камера Фотон .


Фотоаппарат -Киен*

1958-1965 гг.- Изготовлен панорамный фотоаппарат ФТ-2 со щелевым затвором, углом зрения 120°, с форматом кадра 24X110 мм; позднее (1967 - 1973) выпущен фотоаппарат

Горизонт с форматом кадра 24X58 мм, сфокусированная на гиперфокальное расстояние.

1959-1966 гг. - Создан ряд дальномерных малоформатных фотоаппаратов: Ленинград и

Мир (с 1959 г.), Друг и

Искра (с 1960 г.).

1962-1969 гг. - Выпущены ма лоформа тн ые фотоа п па раты шкального типа. Школьник - с постоянной фокусировкой на гиперфокалмюе расстояние, с форматом кадра 6x6 см для роликовой пленки; с 1964-го по 1966 год - более совершенный фотоаппарат Весна с форматом кадра 24X32 мм; в 1964 - 1968 гг.- первый советский шкальный фотоаппарат Восход с встроенным экспономет-рическим устройством, форматом 24X36 мм.

Кроме перечисленных в период 1947 - 1978 гг. выпускалась серия малоформатных фотоаппаратов, имевших особо широкое распространение и признание среди фотолюбителей:

1947-1978 - Киев (5 моделей) со сменными объективами, дальномерный;

1948-1966 - Зоркий (14 моделей), аналогичный аппарату ФЭД;

1952-1977 - Зенит (16 моделей) однообъективный. зеркальный;

1962-1966 - Вилия (4 моде ли) шкальный, автоматизированный.



V.8. Некоторые новейшие достижения фотографической науки

1976 г.- Вендровский К. В. с сотрудниками (СССР) предложил важный для структурометрнче-ской практики способ измерения частотно-контрастных характеристик (ЧКХ) фотоматериалов.

1977 г.- Маскаски (США) предложил использовать в фотографических эмульсиях композиционные микрокристаллы эпи-таксиального строения. Он ввел термин эпитакснальные фотографические эмульсии . Явление эпитаксии означает ориентированный рост одного микрокристалла на поверхности другого или на подложке, что определяется условиями сопряжения кристаллических решеток. Первые патенты на новую эмульсионную технологию относятся к 1979 году (США) и 1981 году (Великобритания).

Синтез фотографических эмульсий, содержащих эпитакснальные и пластинчатые Т-крис-таллы, получил широкое научно-практическое распространение в одни и те же годы в различных странах: в США (фирма Кодак , 1978 - 1979), в ФРГ (фир ма Агфа-Геварт , 1977 - 1981). в Японии (фирма Конисироку, 1978-1981). Промышленный интерес к такого рода эмульсиям объясняется перспективами повышения светочувствительности до уровня, определяемого квантовыми ограничениями.

В СССР работы в области эпи-таксиальиых эмульсий были начаты значительно раньше, чем в зарубежных странах. В 1960

году Ю. М. Прохоцкий и Ю. Б. Виленский опубликовали результаты исследований синтеза эмульсий, состоящих из микрокристаллов слоистого строе-ния;авторы обозначили их формулой [(AgHali)AgHal.], т. е. как ядро - оболочка . Позднее эти исследования были продолжены. В 1978 году Ю. А. Бреславу и В. В. Пейсахову было выдано авторское свидетельство на способ получения гетероэпитаксиаль-ных эмульсий, ядро микрокристаллов в которых состоит из оксида магния и других оксидов. В 1982 году опубликовано (В. М. Белоус с сотрудниками) исследование эволюции примесных центров при химической сенсибилизации эмульсий с микрокристаллами ядро - оболочка гомоэпитаксиального типа. В 1985 году защищены авторскими свидетельствами (Ю. А. Брес-лав, В. В. Пейсахов, В. В. Андрианов) эмульсии, твердая фаза которых содержит гомоэпитак-снальные и таблитчатые микрокристаллы.

1979-1980 гг,- К. С. Богомолов, Л. Я. Каплун и другие опубликовали сведения о новых высокочувствительных слоях для голографической записи изображений. Их регистрирующие среды отличаются высоким уровнем как дифракционной эффективности, так и светочувствительности.

1982-1985 гг.- Достигнуты крупные успехи в области производства цветных пленок с применением новых эмульсий с микрокристаллами эпнтаксиальногои таблитчатого строения.

Фирма Кодак (США) выпустила цветную негативную плен-



ку Кодаколор VR - 1000 ASA (1982); в зелено- и красночувст-вительных слоях этой пленки содержатся таблитчатые микрокристаллы.

Фирма Фуджи (Япония) выпустила аналогичную пленку Фуджиколор HR-1600 ASA (1984), в эмульсиях которой использованы гомоэпитаксиальные плоские микрокристаллы; ее весьма высокая светочувствительность дает возможность проводить киносъемку (без подсветки) на освещенных городских улицах в ночное время.

Фирма Агфа-Геварт выпустила аналогичную негативную пленку Агфаколор XRS -1000 ASA (1985), содержащую эмульсии с двойниковыми микрокристаллами, с особым строением сложного эмульсионного покрытия.

Необходимо, однако, заметить, что достижение эффекта столь высокой светочувствительности связано не только с успехами в области синтеза эмульсий, но и с более активным процессом визуализации при химико-фотографической обработке.

1984 г.- В СССР введен разработанный в ГОИ новый стандарт метода спектросенситомет-ри чес кого испытания черно-белых и цветных фотоматериалов (в пределах 200-1400 нм) на прозрачной и непрозрачной подложке (ГОСТ 2818-83), который является составной частью созданной в СССР системы фотографической сенситометрии, существующей многие годы. В новом стандарте, учитывающем также международные требования, объектом стандартизации являются отбор образцов и условия их хра-

нения, требования к аппаратуре (причем сама аппаратура не стандартизуется), условия экспонирования, химико-фотографической и денситометрической обработки и способ выражения результатов. Стандарт предусматривает использование новых автоматических денситометров, позволяющих выполнять автоматическую обработку спектросенси-тограмм и получать основные фотографические параметры в виде числовых таблиц, не прибегая к графоаналитическому, ранее применявшемуся способу.

1986 г.- Впервые опубликован (С. Г. Гренишин, А. Н. Латышев и другие) особый метод люминесцентной фотографии: на стеклянную пластинку лазерным пучком напыляют слой сернистого цинка толщиной -10 мкм (ZnS не должен люминесциро-вать); на его поверхность наносят осаждением тончайший (~ 1 мкм) слой хлористого серебра. После экспонирования, усиления скрытого изображения физическим проявлением и фиксирования сухой слой подвергают нагреванию, в результате чего атомы серебра изображения диффундируют в частицы ZnS и создают в них центры свечения (люминесценции). Под действием света возникает яркое л юми нес-цирующее изображение сине-зеленого цвета.

Существуют и другие варианты метода. При добавке к сернистому цинку сернистого кадмия можно смещать цвет свечения в красную область. При глубоком фотолизе диффузию выделившегося серебра осуществляют фотостимулнрованнем ин тенсивным световым потоком.