Главная страница » Истоки фотографии
1984- 1986 - Глобальное кос мическое исследование с фотографической регистрацией планеты Венера и кометы Галлеа, знаменующее собой начало фотографического наблюдения комет с межпланетных станций. В полном согласии с международным проектом Вега две запущенные к Венере в 1984 году межпланетные станции под влиянием притяжения Венеры перешли на новую орбиту, приблизились к комете Галлея на 10 000 км и с этого расстояния провели фотографирование, а также изучение физического и химического состояния газов и пыли, сопровождающих комету. Для этого на Вегах кроме телевизионной системы были установлены узко- и широкоугольные камеры, способные запечатлеть как общий вид кометы, так и детали ее строения. Особую научную ценность представляют снимки ядра кометы крупным планом (с расстояния в 500 км), что было достигнуто западноевропейской станцией Джотто , точно ориентированной благодаря данным, полученным с Вегн-1 и Вегн-2 . Послесловие Фотографический процесс представляет собой единство и взаимодействие частных элементов, поэтому настоящий труд разбит на ряд очерков. Все вместе они освещают основные стороны совокупности таких элементов. На длинном историческом пути фотографии наблюдалось то отставание, то опережение в развитии составляющих технические элементы фотогра- фического процесса, однако при наличии внутренней взаимосвязи происходило впоследствии вы равнивднир процесса а целом. В очерках, предлагаемых ч телю, ставилась также показать своеобразное переплетение зарубежных и отечественных достижений в области фотографии. Несомненно, что фотография в старой России всегда отставала от западной, хота прогрессивные русские ученые и изобретатели делали многочисленные попытки устранить это отставание. И только с наступлением новой вры - после победы Великого Октября - положение резко изменилось. Тем не менее состояние фотографического дела в СССР по сравнению с Западом выровнилось лишь по основным направлениям. Вместе с тем особо важным налается то замечательное достижение, что рассматриваемая область науки, техники и промышленности стала в нашей стране практически независимой и не нуждающейса в опеке зарубежных фирм и деятелей. Иными словами, ее дальнейший прогресс может и будет следовать своими путями, хотя и с постоянным учетом аарубежных тенденций. В атом, можно считать, преимущество развитии фотодела в нашей стране. Так как отдельные очерки посвящены истории в известной степени самостоятельных элементов фотографии, то было необходимо вначале дать краткое изложение существа данного вопроса, что могло иногда затруднить читателя. В связи с этим приходится рекомендовать в таких случаях прибегать к любому литератур ному источнику с более поДШ
ным изложением данного вопроса. Например, можно посоветовать Общую фотографию (К. В. Чибисов, 1984). В очерках, естественно, указаны даты наиболее важных открытий в области фотографии, обозначены хронологические границы различных периодов ее развития, названы имена крупнейших ученых и практиков, внесших свою лепту в дело прогресса гениального изобретения человечества. К сожалению, не всегда удавалось извлечь исторические нити взаимовлияния друг на друга фотографических событий из тех источников, которыми приходилось пользоваться. Тем не менее последовательность во времени отдельных этапов дает возможность обнаружить исторические связи. Кроме того, уяснению взаимовлияния исторических событий в фотографии может помочь рассмотрение форм и путей распространения знаний в этой области, поэтому один из разделов настоящего труда посвящен этой группе вопросов. В III главе очерков рассмотрены взаимосвязь в отдельных странах фотографической науки и промышленности и средств обмена богатым опытом путем периодической печати и международных встреч. Последние дают ученым возможность расширить научные представления и выявить пути дальнейших исследований. Приведенный ретроспективный обзор сложного исторического пути фотографии невольно вызывает воспоминания собственного участия в этой интереснейшей области человеческих знаний. Начало моего увлечения фото- графией относится к 1910 году, со времени которого постепенно, на протяжении 75 лет мной пройден практически весь ее исторический путь, но, естественно, в весьма сжатой и своеобразной последовательности. Сначала я занимался почти ощупью обычной любительской фотографией - негативным процессом на несенсибилизирован-ных (синечувствительных) пластинках и только позднее, когда понял их преимущество,- на ортохроматических слоях. Для позитивной печати использовал фотобумаги с видимым изображением (целлуидиновые, альбуминовые), а впоследствии бумаги с проявлением. С этого времени занимался фотоувеличением, пигментным и оэобромным процессами и трехцветной фотографией с получением цветоделенных негативов и автохромной фотографией, позднее проводил опыты по интерференционному липпма-новскому процессу, одно время пользовался ателье РФО (Кузнецкий мост), занимаясь там портретной фотографией. Поскольку эти занятия выполнялись мной во внеслужебное время, которого обычно не хватало, а также затрудняли и расходы, то не всегда удавалось достигать высокого совершенства. После Великой Октябрьской социалистической революции я полностью переключился на службу фотографии, вначале как фотограф в авиаотряде, а позднее в лабораториях фотослужбы ВВС Красной Армии с задачами научной фотографии. С этого времени у меня началась обширная работа в области разнообразных теоретико-фотографических
проблем но всегда в интересах аэрофотографии и кинематографии, а также естественно, и общей фотографии. Последовательно изучались проблемы сенситометрии для их практической реализации, фотографического проявления 0 целью рациональной рецептуры и самой обработки. В теоретической части велись микроскопические исследования поведения при экспонировании и проявлении эмульсионных микрокристаллов. На базе организованного специального института (НИКФИ) начались обширные работы в области фотоэмульсионных проблем: 1) методов синтеза эмульсий и механизма отдельных стадий - их физических и химических превращений; 2) явлений химической и спектральной сенсибилизации. Отсюда возникли задачи изучения природы фотогра фи ческой ч у вствител ь-ности, для познания которой привлекались химико-фотографический, спектрофотометриче-ский, люминесцентный, оптико-и электронно-микроскопический методы. Результаты исследований не только докладывались и публи- ковались в периодической отечественной и иностранной литературе, но и были обобщены в ряде монографий. В 1930 году на основе микрокинематографических исследований процесса проявления был изготовлен фильм-лекция для VIII Международного конгресса по фотографии в Дрездене. Краткий обзор-очерк моего участия в общем ходе мировой истории фотографии показывает, что моя основная научная деятельность была посвящена именно этой области знания. Однако не могу умолчать о некоторых отклонениях от этого вполне целеустремленного пути. Правда, последние являлись, скорее, кратковременными увлечениями. Сюда относятся занятия по ботанике, энтомологии, элементарной химии, а позднее стереохимии, возникал даже интерес к авиации. Тем не менее фотография - ее научные и прикладные проблемы - составила содержание всей моей творческой деятельности, и я должен сказать, что вспоминаю пройденный жизненный путь с сознанием выполненного долга.
|