Главная страница » Истоки фотографии


Приложение

Ньепс и Дагерр

(Письма и документы)

В 1949 году издательство АН СССР выпустило книгу Документы по истории изобретения фотографин , включающую переписку Ж.-Н. Ньепса, Л.-Ж.-М. Дагерра и других лиц, под редакцией и с вступительной статьей члена-корреспондента АН СССР Т. П. Кравеца- Уникальные документы, вошедшие в книгу, в конце 30-х - начале 40-х годов прошлого столетия были собраны и представлены в Петербургскую Академию наук академиком И. X. Гамелем. В настоящее время книга является библиографической редкостью; статья же Т. П. Кравеца К истории изобретения фотографии перепечатана в его посмертном сборнике От Ньютона до Вавилова (Л., 1967).

Мы предлагаем вниманию читателя выборку документов из этой книги аа полтора десятилетия (1824 - 1839). рисующих не столько научную, сколько фактическую и психологическую сторону длительного процесса изобретения фотографии, в особенности взаимоотношения Нисефора Ньепса и Жака Дагерра. вклад которых в изобретение фотографии огромен и неоспорим, тогда как вопрос о решающем приоритете одного на них до сих пор остается дискуссионным. В кратких по необходимости комментариях к документам мы пользовались материалами названной статьи Т. П. Кравеца и к ней отсылаем читателя, заинтересованного в более полном освещении и раэборе вопросов, затронутых в данной публикации.

Публикацию открывает письмо Нисефора Ньепса к его старшему брату Клоду. Братьев связывала тесная дружба и сотрудничество в разных областях изобретательства. В 1824 году, когда Нисефор напряженно трудился над разработкой фотографического процесса, Клод, живший в Англии, проектировал сразу несколько аппаратов, главным из которых считал аппарат непрерывного движения, иными словами, вечный двигатель. Оба старались как можно скорее закон чить свои работы, так как только реализация их изобретений могла спасти их от неминуемого разорения и помочь рассчитаться с кредиторами. Некоторая туманность выражений там, где братья



говорят о своей работе, объясняется главным образом настояниями Клода, опасавшегося, как бы посторонние раньше времени не про никли в с у шест во обсуждаемых научно-технических идей.

Нисефор Ньепс - Клоду Ньепсу 1

Гра. М сгыгябрл IH24 I.

...Ты хорошо сделал, что не прерывал своей работы, потому что время нам... стоит очень дорого, и чем скорее мы достигнем цели, тем лучше для нас. Я с большим удовольствием вяжу, что ты, дорогой друг, надеешься, как и я, что мы достигнем нашей цели одновременно. Мы должны быть исполнены самых благоприятных ожиданий, имея в виду твои новые сообщения о разрешении тобой последней трудности, которую тебе предстоит преодолеть и преодоление которой не может не принести тебе славу... Тебе остается только изготовить твой аппарат для непрерывно/о движения, но, судя по тому, что ты нам пишешь, механизм этого движения не будет очень сложен...

Со времени моего последнего письма мне немного мешала плохая погода, но, несмотря на это, я с удовольствием могу, наконец, сообщить тебе, что, усовершенствовав свои способы, я добился получения такого снимка, какого я мог желать. Не осмеливался ранее хвастаться успехом, потому что результаты до сих пор были не вполне удачны. Этот снимок сделан из твоей комнаты со стороны Гра, и я работал при этом с-самой большой своей камерой-обекурой и с самым большим камнем. Изображение предметов получается в ней с удивительной ясностью и точностью, вплоть до мельчайших деталей, и со всеми тончайшими оттенками. Так как этот отпечаток почти бесцветен, то судить как следует об эффекте можно только, глядя на камень под углом: тогда изображение делается видимым благодаря теням и отражению света. Это производит, дорогой друг, поистине магическое впечатление. Прошло уже несколько дней с тех пор, как опыт закончен, однако я хотел дать камню просохнуть, прежде чем травить его кислотой для гравировки. Но так как я хочу показать снимок г-ну Карбие заранее и так как возможно, что эта операция не удастся, то я предупредил его, и он должен прийти послезавтра. Я не боюсь, чтобы эта любезность с моей стороны выдала мою тайну, да он и не способен ею воспользоваться во зло, а впрочем, он, как говорится, слона и не приметит. Я также снял с помощью моих меньших камер-обскур два вида со стороны заднего двора: один на стекле, другой на камне. Первый вид не удался, так как тон оказался слишком слабым; второй вышел очень хорошо, но в конце концов не удался, потому что я начал гравировать его раньше, чем камень высох как следует. Здесь виновато не внимание с моей стороны, а не несовершенство моего способ, который применялся одинаково во всех трех опытах. Я на всякий случай сиял еще один вид со стороны Гра на моем другом большом



камне и сделал опять сначала два небольших снимка со стороны заднего двора, на камне и на стекле. Два первых снимка будут готовы в будущую субботу, а снимок на стекле, произведенный позже,- в понедельник вечером.

Таким образом, дорогой друг, у меня будет свободное время, и я заранее буду иметь разные подробности для будущего письма. Пока же ты можешь, начиная с сегодняшнего дня, рассматривать как нечто доказанное и неоспоримое полный успех моего способа в приложении к снимкам как на камне, так и на стекле. В воскресенье или в понедельник я рассчитываю произвести травление кислотой моего первого снимка Гра, и если эта операция даст такой результат, на который я могу рассчитывать, я сейчас же займусь вопросом о способе получения отпечатков. Тогда, дорогой друг, нам останется только эксплуатировать эту золотую жилу, и так как нужно ковать железо, пока оно горячо, то ты, без сомнения, согласишься со мной, что чем раньше, тем лучше, потому что мы уже давно забыли о наших личных интересах и нам следует несколько больше заняться вещественными благами. Я глубоко благодарен тебе, дорогой друг, и тронут теми ласковыми и слишком лестными словами, которые тебе угодно было высказать мне по поводу моих исследований. Смею надеяться, что на этот раз ты не откажешься разделить со мною те незначительные прибыли, как в смысле славы, так и в смысле денежном, которые смогут последовать в результате этого открытия. Эта идея явилась одновременно у тебя и у меня, мы вместе работали над нею в Кальяри \ поэтому открытие должно быть опубликовано и под моим и под твоим именем и использовано вместе. Я был бы очень огорчен, если бы это было иначе, так как при этом оно потеряло бы всю свою цену в моих глазах и я не мог бы тогда и сам согласиться принять твое великодушное предложение, которое ты мне повторяешь столь ласково и любезно...

1 Это письмо - одно ил няжиейшнх для истории фотографии по числу укаианий относительно работы Нисефора Ньепса и его первых решительных успехов... (Т. П. Кравец).

1 В Кальяри (в Сардинии) братья были в 1796 году и. стало быть, они уже тогда занимались фотографическннн опытами.

Клод Ньепс - Нисефору Ньепсу

Гаммерсмит. 18 сентября 1824 г.

...Я надеюсь, что в конце этой или в начале следующей недели я произведу опыт. Круг, о котором идет речь, как будто отвечает моей цели, и я видел на опыте преимущества, которые он должен представить. Движущая сила мне кажется более чем достаточной, чтобы поддерживать непрерывное движение, но только опыт может показать, будет ли действие таково, какого я ожидаю. Мое самое горячее желание, дорогой друг, это идти по твоим следам и достиг-