Главная страница » Истоки фотографии


или* Моей единственной целью должно быть воспроизведение на туры г 111и'-л1.имй точностью, поэтому я н занимаюсь исключи тельио этим...

Луи Жак Дагерр - Нисефору Ньепсу

Париж. 18 сентября 1829 /

...Радуюсь при мысли, что Вы достигли новых результатов; с большим удовольствием получу доказательство Наших успехов.

О себе не могу сказать того же; я был совершенно лишен воз можно* ты посвятить себя моим исследованиям над светом. Моя большая занятость живописью , а равно ряд поездок поглотили все мое

Дагерр шы~-т . mm л у работ над оч*р*аиоа ввспшацаг* Даораиы.

Нисефор Ньепс - Франсуа Леметру

Шалон на Соне, 4 октября 1829 /.

-.Когда я был в Париже, и даже после моего возвращения, г-н Дагерр выражал мне желание познакомиться с результатами моих новых /елиоерафических изысканий. Вследствие этого я только что послал ему опыт снимка с натуры на накладном серебре - снимка, получен и о го в камере обскуре; при этом я одновременно просил его сообщить Вам об втом, предполагая, что этот снимок, каковы бы ни были его недостатки, может Вас заинтересовать хотя бы с точки зрения но-

Я просил г ив Дагерра вернуть мне мой снимок, после того как он Вам его покажет. И я предупредил его, что я Вас. милостивый госу дарь, об этом извещаю; завтра он получит посылку...

Луи Жак Дагерр - Нисефору Ньепсу

Париж. 12 октября 1829 I.

...Я Вам наложу совершенно откровенно мои замечания относительно Вашей гравюры. Бесспорно, что сюжет изображения, который Вы получили посредством камеры обскуры, - самый неблагодарный Впрочем, виды без теней выбрать трудно, ибо тени придают рел1- ! и.- п Необходимо также, чтобы эти тени были, как и в приро де, в. еж оттенков до бесконечности, так как в противном случае по лучается неясность, что н имеет место в Вашей гравюре. Я различаю иа агам ее протяжении всего три четыре оттенка. Этого недостаточно для иаображеешя любого предимта и для расстояния между плана ми; дальше есть еще мелкие градации, кстати удавшиеся, но они ни) смогут быть оттиснуты на бумагу, потому что металл только-



только замазан (если можно так выразиться). При таком положении к-щгй способ не будет иметь никакого художественного успеха. Я утверждаю это только в отношении гравировки, так как само* открытие не перестает быть в высшей степени необычайным. Но если подумать, что самый незначительный ученик может с помощью камеры-обскуры дать рисунок, а затем, наложив несколько теней, получить достаточно точное изображение, совершенно очевидно, что для того чтобы обратить на этот способ внимание, необходима некоторая степень совершенства; иначе этого не достичь.

Вы знаете, милостивый государь, что я не являюсь сторонником того, чтобы прилагать, кик делаете Вы, Ваш способ к гравировка, так как мне кажется, что Вы должны были получить на Вашем поглощающем веществе более совершенные результаты; по видимому, они отчасти разрушаются при действии кислоты, хотя бы и самой слабой. Я полагаю, что главным мотивом, побуждающим Вас к применению этого процесса, является трудность отделить иным путем рисунок, получающийся на поглощающем веществе; Вы также знаете, что, давая образец Вашей работы. Вы открываете тем самым секрет. Если это так и если Вы имеете намерение практически осуществить способ, то существует средство, чтобы извлечь из него большую выгоду, прежде чем он станет известен, независимо от чести, которую доставит Вам открытие; но для этого необходимо дать ему такую степень совершенства, чтобы никто не мог превзойти его в течение нескольких лет. Бели это Вам угодно, я мог бы быть Вам полезным; необходимо также, чтобы камера-обскура была более совершенной; мениск, которым Вы пользуетесь, очень мало способствует совершенству, так как он крайне слабо устраняет сферическую аберрацию и совершенно не ослабляет хроматической аберрации. Первым условием при разрешении этой задачи является то, чтобы измененный свет от каждого тела пришел на чувствительное вещество одинаковом состоянии. Это оказывается не так, если сват проходят через двояковыпуклое стекло или через мениск; он при атом разлагается, что видно из всех контуров Вашего снимка с натуры. Все они окружены каймой и более резки на переднем плане, чем на ааднем, так как здесь угол расхождения лучей больше. Далее, по-видимому, действие у Вас не оставалось неизмененным в течение того времени, которое было необходимо для его фиксирования, так как солнце, по-видимому, передвинулось справа налево. Это делает невозможным снимки с натуры. Самое большое время, которое можно аатрачивать на снимок, это - пятнадцать минут, и то при ограниченном выборе сюжета. При том положении, в каком находится в данное время искусство, нельзя останавливаться на полпути, тан как малейше* усовершенствование, дополняющее какое-нибудь открытие, часто аас-тавляет забыть о его первоначальном авторе.

Если Вы полагаете, что Ваши поглощающие материалы достигай своей высшей степени совершенства, и если, повторяю. Вы ииимте намерение опубликовать Ваше открытие, я Вам укажу способы извлечь наибольшую выгоду. Это возможно, конечно, в том случае,

-CR2



если действие камеры обскуры на материал лучше, чем а той пластинке, которую я имею перед собою.

Я показал Вашу пластинку г-ну Леметру, как Вы того желали; мне кажется, что он полностью разделяет мои соображения в отношении гравировки,..

Простите, милостивый государь, меня за откровенность, но я бы был недоволен сам собой, если бы не был с Вами искренен.

Oft втом ни. а I и гам Ньепс: ...вид. наблюдаемый иа моей рапочей комнаты а деревне, чрезвычайно неудобен для снимка, потому что предметы а течение части операции оказываются псягщенными сзади или. ао асяком случае, а очень нем венном направлении, и потому на снимке должны получиться бросающиеся в глаза несоответствия

Франсуа Леметр - Нисефору Ньепсу

Париж. 12 октября 1829 i.

...Я был у г-на Дагерра. получив от него записку, которой он приглашал меня зайти посмотреть Ваш опыт гравюры по гелиографи-ческому способу... Так как Вы сами находите этот опыт неудачным, я воздержусь от замечаний... Не могу, однако, не сделать одного замечания, в котором я согласен с г-ном Дагерром. Мы заметили, что две стены дома, которые в действительности должны занимать параллельное и противоположное положение, на Вашем снимке оказываются одновременно освещенными, что является противоестественным эффектом; хотя предметы и освещены сзади или под углом, два параллельных и противоположных фасада не могут быть освещены одновременно. Мы приписали это обстоятельство слишком большой продолжительности операции, во время которой солнце необходимо должно было изменить свое направление...

Нисефор Ньепс - Луи Жаку Дагерру

ШалоннаСоне. 23 октября 1829 #.

...Я Вам очень благодарен за суровую, но справедливую критику, которой Вы подвергли мой опытный снимок с натуры. Искренность, с которой Вы высказываетесь, является самым убедительным доказательством подлинного интереса к успеху моей работы. Все же я должен Вам указать, что моя пластинка не гравирована, а просто почернена без применения какой бы то ни было кислоты. С помощью этого нового процесса я надеялся получить на накладном серебре все оттенки от черного до белого. Добиться этого результата я не смог по ряду причин, среди которых моя неопытность играла большую роль. Но, если Вы зайдете к Вен се ну Шевалье, Вы увидите, что этот же способ применен более удачно для копирования гравюр. Полагая, что моя пластинка гравирована. Вы заключаете, милостивый государь, что причина, мешающая мне давать отпечатки, эаклю-




Яндекс.Метрика