Главная страница » Истоки фотографии


Луи Жак Дагерр - Нисефору Ньепсу

Париж. 10 мая 1831 г.

...Я произвел несколько опытов с 20 [Йодом]; это вещество очень чувствительно к действию 46 [света]. Но я думаю, что трудно извлечь из него большую пользу. Может быть, нам будет также полезна 65 [газообразная хлорная кислота]...

Луи Жак Дагерр - Нисефору Ньепсу

Париж. 21 мая 1831 г.

...Я думаю, на основании нескольких новых опытов, что нам следовало бы заняться изысканиями над 20 [йодом]. Это вещество очень чувствительно к действию 46 [света], когда оно соприкасается с 18 [полированным серебром]. Однако наносить его нужно только до известного предела, т. е. нужно убрать 18 [полированное серебро], как только оно примет равномерную золотистую окраску, потому что потом эта окраска переходит в различные цвета, синеватый и бронзовый, не столь чувствительные к 46 [свету]. Я получил с этой золотистой окраской на 18 [полированном серебре] результаты, удовлетворительные по быстроте, т. е. менее чем в три минуты в 13 [камере-обскуре], а с 29 [гравюрами] на 56 [солнце] - в одну минуту; в микроскопе - в две минуты. Все это очень хорошо, но нужно найти способ обратить действие, которое противоположно естественному, и кроме всего прочего - закрепить изображение, иначе оно исчезнет при новом действии 46 [света]. Это вещество имеет преимущество передавать в совершенстве натуральные оттенки света и тени; не так обстоит дело с другими веществами, которыми мы пользуемся; они никогда не передают синих тонов пропорционально силе, которую те имеют.

Одно обстоятельство заставляет меня верить в возможность получения с 20 [йодом] изображения в действительном виде,- это то, что, оставив 29 [гравюру] на 56 [солнце] в течение примерно часа, можно добиться того, что штрихи, бывшие обратными тем. которые имеются в 29 [гравюре], вследствие избытка 46 [света] принимают вид, соответствующий действительности, только не 52 [белый], а синеватый (точно такой, как окраска цветов чернослива).

Думаю, милостивый государь и друг, что мы не потратим напрасно наше время, если будем работать с этим веществом...

Луи Жак Дагерр - Нисефору Ньепсу

Париж, 6 июня 1833 г.

...Одобряю также, что Вы проводите опыты на стеклах, потому что все опыты, которые я производил на 18 [полированном серебре], совершенно испорчены окислением. Правда, я не предпринял ника-



ких мер предосторожности, чтобы этого избежать, но рано или поздно окисление 18 [полированного серебра] не может не произойти. Думаю, что пластинки накладной платины были бы очень хороши, но их в продаже нет; их надо было бы специально заказывать, и меня предупредили, что они будут стоить очень дорого. Когда подойдет момент опубликования изобретения, мы сможем не так считаться с этим.

Дорогой г-н Ньепс. Вы, вероятно, помните, что мы делали несколько опытов в ноябре, погружая снимки после обработки светом в 4 [воду] и потом в 21 [растворитель]. Мы заметили, что света сохранялись прекрасно и что темные места выделялись лучше. Здесь мне не удается получить ничего подобного, но наблюдаются некоторые изменения, которые происходят каждый раз, когда я меняю 4 [воду]. Я бы хотел, чтобы Вы, делая снимки, смачивали приблизительно одну треть 18 [серебряной полированной пластинки] после обработки светом. Это можно проделать с 29 [гравюрой] и Вашей 4 [водой]; другую треть смочить 4 [водой] из другого источника, например из СонЫу затем высушить пластинку и положить ее в 21 [растворитель]. Этим путем Вы убедитесь, не принадлежит ли это свойство Вашей 4 [воде], которая, по моему мнению, немного минерализована. Если бы это было так, можно было бы надеяться усилить действие...

Луи Жак Дагерр - Исидору Ньепсу

Париж, 12 июля 1833 г.

Дорогой друг Исидор!

Очень удручен Вашим несчастьем . Добрый г-н Ньепс! Я его любил так же, как если бы он был моим отцом. Это ужасный удар и для меня; пишу это письмо с глазами, полными слез; мне не надо описывать Вам скорбь, которую я испытываю. Вы, как преданный сын, легко поймете удар, нанесенный мне этой потерей.

Я потерял все мужество в этот момент, в такой момент, когда нам, наоборот, необходимо удвоить усилия, чтобы обессмертить его имя обнародованием его открытия.

Он был бы так счастлив, увидев воочию появление его в свет!

Большое спасибо за выражение Ваших чувств; большое утешение для меня вновь обрести в сыне друга, которого я потерял...

1 Нисефор Ньепс скончался S июля 1833 года.

Луи Жак Дагерр - Исидору Ньепсу

Париж. 27 декабря 1834 г.

...Моя картина Полуночная месса была открыта для показа 11 октября и имела большой успех. Выставку с этого времени посещает очень много публики; это, бесспорно, наибольший успех





Дом в Шалон-на-Соне, в котором жил и умер Нисефор Ньепс

иэ всех, когда-либо выпадавших на мою долю. Все газеты настроены весьма благосклонно и в полном согласии утверждают, что до се год няшнего дня никогда не выставлялось ничего столь необычного. Картина представляет внутренний вид церкви св. Стефана, что на горе в Париже. Вначале она изображена при дневном свата и проходит через все изменения освещения, кончая аффектом полуночной мессы... Чувствую не менее Вас, дорогой друг, что необходимо кончать наше дело и что нельзя задерживать завершение работ поажв конца будущего года. Поэтому уже месяц, как я много работаю, поскольку позволяет время года, над новыми опытами. Жаль, что мы упустили такое хорошее лето, как только что минувшее, не восполь эовавшись им для нашей цели. Лично я ничего не мог сделать, так как с 6 часов утра до в часов вечера работал над своей картиной; но ведь и Вы тоже ничего не сделали. Следовало бы Вас побранить; Вы знаете, что нам нужно большое количество хороших снимков.

перед тем как выпускать это дело в сват.

Боюсь, дорогой друг, что Вы заблуждаетесь насчет результата При том состоянии, в котором находится наша работа, возможность воспроизведения, нужно сознаться, весьма ограничена, таи буется от 3 до 4 часов времени. Иное дело было бы. если бы мы добились большей быстроты; тогда в успехе можно было бы и. со-

CR2