Главная страница » Истоки фотографии
 Ричард Лич Меддокс (1816-1902) гались и другие способы усовершенствования процесса. Так, Топено предложил способ сухих бе л ново-коллод ионных слоев, по которому очувствленный мокрый коллодионный слой покрывают яичным белком и высушивают. В таком виде он может сохраняться несколько недель; перед съемкой пластинку снова обрабатывают в растворе нитрата серебра и сушат. Позднее Рассел предложил другое видоизменение мокроколлодионного процесса с применением таннина: мокрый слой обрабатывают в растворе таннина и высушивают. Этот танниноколлод ионный способ имел много сторонников, так как позволял широко применять его в ландшафтной фотографии. Описанные две попытки сделать слои сухими надо считать переходной стадией к постоян- ному применению сухих слоев,- они побудили изобретательскую мысль активнее работать в этом направлении, причем было обращено внимание на использование желатины. Первые указания на возможность применения желатины принадлежат Пуатвену. Позднее (1853) о применении альбумина и желатины для изготовления эмульсин, аналогичной коллодионной, сообщил Годен. В 1861 году Годен подробнее описал свое предложение,- для проявления слоев он рекомендовал раствор таннина с галловой кислотой. Эмульсионные слои стали применяться во избежание нитратосеребряной сенсибилизации перед экспонированием. Открытие бромосеребряных желатиновых фотоматериалов приписывают английскому врачу Меддоксу, который в 1871 году опубликовал заметку о своих опытах с бромосеребряными желатиновыми эмульсиями. Однако безукоризненный метод, позволяющий изготовлять такие фотоматериалы в современных промышленных условиях, был создан только в 1880 году. В его создании и отработке принимала участие целая плеяда изобретателей и ученых. Введение этого метода ознаменовало новый этап в развитии фотографической практики. Если раньше светочувствительный слой готовили сами фотографы перед съемкой, то с появлением сухих стойких фотоматериалов изготовление светочувствительных слоев стало осуществляться промышленным способом. На долю фотографов остались собственно съемка и обработка готовых фотослоев, хотя в по-
следнео нремя даже и обработку - проявление и печатание копий - промышленность тоже берет на себя. Это, конечно, в значительной степени облегчило работу любителей, но и повело вместе с тем к определенному обезличиванию любительства . Многие работы современных фотолюбителей потеряли оригинальность и художественные достоинства по сравнению с любительскими работами раннего периода фотографии. Фотография как особый вид искусства пошла в наше время другими путями и развивается в двух основных направлениях - фоторепортаж н фотоискусство. Сразу же с появлением публикаций о получении фотографических эмульсий для сухих слоев преумножилась предпринимательская деятельность в этой области. Стали открываться фабрики по производству пластинок, фотобумаг, а позднее - слоев на пленочной основе. Некоторые из них выросли в наше время до размера больших концернов. Первая английская фабрика пластинок была открыта в Ливерпуле в 1874 году Маусдлеем, но просуществовала недолго (до 1878 года). Удачнее сложилась судьба фирмы сухих фотопластинок Рэттен и УайнраЙт, основанной в 1878 году и существующей еще и поныне. С 1906 года в ней работали известные ученые Шеппард и Миэ, впоследствии (1912) перешедшие в исследовательскую лабораторию крупнейшей в мире американской фирмы Кодак . С созданием химико-фотографической промышленности и расширением ассортимента фо- томатериалов стало усиленно развиваться оптико-механическое производство специализированной фотоаппаратуры. Сведения о появлении в фотографической практике мокрого коллодионного процесса заставили русских фотографов начать прежде всего поиски коллоксилина, причем делались неудачные попытки его кустарного изготовления. Тем временем уче-ный-химнк К. X. Манн разработал способ и организовал в 1852 - 1882 годы специально для фотографических целей производство коллоксилина, высокое качество которого заинтересовало даже зарубежных потребителей. С этого времени многие портретные фотоателье начали переходить на мокроноллодионный процесс, несмотря на необходимость ломки и перестройки привычной работы с дагерротипией. Высокое качество изображений, достигаемое новым процессом, а главное, возможность получать любое число отпечатков с одного негатива способствовали легкому преодолению инерции и рутины. В последующие годы кол л од и -онный процесс нашел в России широкое применение не только в портретной фотографии, но и для историко-географических целей. Здесь уместно назвать работу генерала Ностица, который во второй половине XIX века выполнил серию снимков кавказских ландшафтов и быта его жителей. Эти снимки демонстрировали на Московской фотовыставке в 1889 году. Определились новые области использования фотографии, что стимулировало появление фотомеханических способов печати,
 Основатели фирмы Рэттен и У айн раит, слева - Кеннет Миз (1906) предполагающих многосерийное тиражирование. Россия очень нуждалась в них для изготовления государственных бумаг, для работ по топографии и картографии. Это вызвало наплыв иностранных предпринимателей, которые создавали фотомеханические мастерские. Три вида печати - высокая, глубокая и плоская - дали три разновид ности фотомеханического изготовления печатных форм: способ высокой печати применялся в автотипии, или цинкографии, глубокая печать - в виде гелиогравюры и, наконец, плоская печать - в виде фотолитографии, или фототипии. Наибольшую известность в конце XIX века получили фотомеханические предприятия Рейн-гардта в Петербурге и Шерер-Набгольца в Москве; они не без успеха выпускали географические карты, гравюры и другие художественные издания. В 1880 году в Бельгии состоялась Меж-
|