Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ФОТОГРАФИИ

Ни один из видов художественного изображения действительности не получил такого широкого распространения и не внедрился во все области культурной и общественной деятельности человека с такой активностью и силой, как фотография.

Подлинность и убедительность изображения того или иного события, сравнительная доступность фиксации этого события для каждого, кто знаком с элементарной техникой светографического процесса, возможность легкого размножения изображений - все это сделало фотографию летописцем современной жизни, неотъемлемым помощником науки и техники.

Фотография как средство массовой наглядной агитации и пропаганды проникла во все области культурного и хозяйственного строительства: это фотоиллюстрации в нашей прессе, фотоплакаты, фотохроника, фотоочеркн, наглядно рассказывающие в снимках-документах о значительных событиях нашей современности.

Являясь передовой и прогрессивной по своей идейной направленности, советская фотография активно содействует строительству коммунистического общества, отображая богатство и многообразие жизни и труда советского народа.

Стремление передовых советских фотомастсров любовно и правдиво отобразить жизнь и деятельность народа повысило уровень изобразительной культуры нашей фотографии; широкое развитие получила и фотографическая техника.

Мы располагаем сейчас портативными и удобными советскими аппаратами типа ФЭД, которые дают возможность получить большое количество снимков на кинопленке без частых перезарядок, и широким выбором светочувствительных пленок высокого качества. Развитие фотографической техники упростило процесс фотографирования и обработки и сделало его общедоступным, что вызвало в свою очередь значительный рост советского фотолюбительства.



Широкое развитие фотолюбительства естественно вызвало необходимость ознакомления трудящихся, практически занимающихся фотографией, с основными проблемами изобразительного мастерства.

Для изображения на фотоснимке человека - созидателя, строителя, борца - в его насыщенной деятельностью и событиями жизни недостаточно знания технологического процесса фотографирования, необходимо знание и правильное практическое применение законов и методов, благодаря которым внимание зрителя концентрируется па самом главном в изображении, что помогает восприятию его основной темы, основной идеи.

Вопросы изобразительного мастерства, выбора сюжета, вопросы идейно-политической трактовки материала требуют от фотографа вдумчивой и серьезной работы; каждый фотокорреспондент должен быть публицистом и одновременно в совершенстве владеть своим искусством.

Умение найти главное в сюжете, воздействовать на зрителя средствами своего искусства в направлении, помогающем раскрытию изображаемой темы и сюжета, - такова основная цель фотографа-художника.

Мастерство - это знание, основанное на изучении и опыте, оно исключает случайность удач и гарантирует систематическое получение изображений высокого качества. Сумма накопившихся со временем и с развитием искусства фотографии методов и приемов художественного выражения формирует изобразительную культуру фотографии.

Изображение достижений нашего строительства или других сторон жизни должно быть таким, чтобы воспринятое зрителем содержание произведения находило живой отклик в его душе, не оставляло его равнодушным. Для этого, кроме высокой технической грамотности, необходима глубокая идейно-политическая трактовка материала и овладение приемами художественного мастерства. Необходимо изучение художественных средств и возможностей, сознательное применение этих средств при изобразительном решении той или иной темы.

В редакционной статье О качестве газетных иллюстраций от 19 августа 1950 г. Правда пишет:

Вместо иллюстрации, ярко отображающей радость творческого труда, социалистическое строительство в городе и деревне, передовой опыт новаторов производства, величественные дела советских людей, нередко иа газетные страницы попадают никчемные снимки, лишенные общественного значения и интереса .

И далее:

Право на место в наших газетах имеют только безупречно выполненные снимки. Советский читатель хочет видеть в газете содержательные, четкие и технически хорошо сделанные фотоиллюстрации, яркие и убедительные снимки, которые, как и вся-



кий другой материал в большевистской печати, мобилизуют читателей, помогают еще производительнее трудиться, учат строить, зовут вперед, на новые подвиги во славу Родины .

Обращая внимание на качество газетных иллюстраций, газета Правда еще раз подчеркивает значение советского фоторепортажа как самого боевого и распространенного вида советского фотоискусства. ***** .

Целью нашей книги является ознакомление фотолюбителя и мастера фотографии с основами изобразительного мастерства, т. е. с тем, что делает одно изображение впечатляющим, активным, а другое-вялым, невыразительным и не производящим впечатления.

Осознание приемов изобразительного мастерства, исследование опыта лучших мастеров советского фотоискусства и выводы, основанные на нем, будут двигать вперед советское фотоискусство, помогут в поисках новых средств выразительности, наиболее проникновенно реализующих художественно-идеологический замысел фотографического изображения.

ФОТОГРАФИЯ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительные искусства воспроизводят в зрительной форме явления действительности, преломленные через сознание художника. Скульптура воспроизводит объект изображения в объемной форме, в трехмерном пространстве. Живопись, фотография и графика осуществляют то же в двухмерном пространстве (т. е. на плоскости).

Таким образом, замысел, идея художника реализуются в конкретной зрительной форме, которую художник выражает в трехмерном пространстве (скульптура) или на плоскости своего изображения (картина, фотокадр, гравюра и т. п.).

Художник-живописец может воспроизвести какое-либо явление или событие на холсте кистью и красками, изображая его по памяти. Один раз увиденное и запечатлевшееся в памяти событие или пейзаж уже являются для него материалом в творческой работе. Кроме того, изучив натуру, он может воспроизвести сс в наиболее выгодном и продуманном свете и цвете, используя для этого заготовленные наброски или этюды.

Художник-живописец обладает возможностью синтеза. Создавая изображение на полотке, он может объединить в этом изображении результаты разноерсменных впечатлений- В од-ком персонаже могут сосуществовать в новом единстве черты многих виденных им в живой жизни людей; подчиняя все элементы своего произведения и свое мастерство основной идее