Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


ствует движению глаза из края в края изображения и дает ощу* щенне ширины, простора, спокойствия и беспредельности пространства, продолжающегося и за рамками кадра. Горизонтальные построения чаще всего встречаются при изображении природы, пейзажа. Если пейзаж ничем по краям не замыкается и не пересекается вертикальными линиями (здания, деревья и т. п.), изображенное в нем пространство оудет казаться неизмеримо большим, чем в случае, когда в кадре есть элементы, пересекающие горизонталь.

Иллюстрация Кя 6 Высокогорное озеро (автор Г. Зсль-ма), показывающая своеобразие и прелесть одного из отдаленных уголков нашей Родины, является примером такого линейного построения, когда основные горизонтали ничем не пересечены, т. е. усилено представление о широте пространства, продолжающегося и за рамками изображения.

Вертикальные построения предусматривают восприятие изображения снизу вверх и встречаются часто там, где требуется выражение торжественности, величия, приподнятости и высоты.

Иллюстрация Кя 1 Осенний пейзаж (автор Е. Умнов) является примером вертикального построения, благодаря которому усиливается впечатление высоты деревьев и все изображение приобретает стройность и величественность.

Построение по диагонали характеризует движение и подчеркивает его. Определяется такое впечатление тем, что глаз, производя диагональное движение, мгновенно воспринимает резкое сокращение пространства, находящегося по одну сторону диагонали, либо резкое его увеличение. Сокращение или увеличение пространства, естественно, ассоциируется с движением. Наряду с тем, что диагональ усиливает впечатление движения, она обладает еще способностью уводить глаз зрителя в глубину изображенного пространства. Если мы представим себе изображение железной дороги, уходящей вдаль, в диагональном построении, и по этой дороге на зрителя будет мчаться поезд, то мы заметим, что глаз, устремившись сначала в глубь изображенного пространства (по диагонали железной дороги) и встретив на пути движущийся поезд, устремится обратно (по линии его движения), чем усилится восприятие движения и пространства, а также взаимодействие между изображением и зрителем.

Для того чтобы движение было передано наиболее остро и выразительно, направление диагональных линий не должно ничем перебиваться. Диагональные линии, уводящие глаз за пределы изображения, усилят впечатление движения.

Если художник ставит себе задачей сосредоточение внимания зрителя на центре изображения, то линейное построение образуется обычно в пределах замкнутой геометрической фигуры, например, по треугольнику, овалу или кругу. (Речь здесь идет не о формате изображения. Прямоугольный формат изображения в



своих пределах может вместить любое линейное построение в геометрической фигуре).

Выбор формата изображения, т. е. определение его горизонтальных и вертикальных пропорций, также имеет большое значение для изобразительного решения и всегда определяется темой изображения, сюжетом, реализующим эту тему предметно, и линейным построением изображения. Изображение высоких зданий или высоких фабричных труб на фотографии горизонтального формата уничтожит их высоту, потому что самый формат фотографии помешает движению глаза по вертикали, ограничит его.

Подчиняя линейное построение основному композиционному замыслу, следует учитывать свойства линий и подбирать такие сочетания их и такой формат изображения, которые будут наиболее полно соответствовать выявлению сюжетного содержания. Не следует, однако, понимать сказанное выше так, что наблюдения линий и линейных построений в произведениях искусства и в жизни всегда закономерно вызывают то или иное впечатление и что для достижения соответствующего эффекта в композиции изображения достаточно найти подчеркивающую его линейную характеристику. Линейная характеристика может иногда и контрастировать изображаемому событию, звучать не в унисон с ним. Но и в этом случае, т. е. если линейная характеристика сознательно противопоставлена изображаемому содержанию, она будет содействовать более углубленному раскрытию темы.

Представим себе изображение спокойного моря с гладкой зеркальной поверхностью и ясного неба над ним. Все построение выполнено по горизонтали. Из спокойной глади воды едва выступает перископ подводной лодки. Изображению предпослана надпись: Враг притаился . Здесь горизонтальное построение будет контрастировать изображенной теме, и спокойствие моря усилит ощущение напряженности и настороженности.

Смысл происходящего события всегда будет определять состояние чувств, вызываемое изображением у зрителя. Линейное же построение поможет только ярче выразить и определить стремление автора, сопутствуя и подчеркивая это состояние изобразительно или своим несоответствием изображаемой теме, т. е. контрастом с ней, вызывая соответствующую реакцию.

В прекрасном фотокадре Д. Дебабова Тучи над Байкалом (иллюстрация № 8). согретом большим чувством любви к природе родной страны, мы можем видеть, как спокойный на первый взгляд пейзаж с четко выраженными горизонталями, определяющими спокойную гладь озера, сочетается с нависшей тучей, по диагонали пересекающей небо и придающей этому спокойному, величественному пейзажу элементы динамичности.

Мы говорим, что обилие вертикалей создает иной зрительный эффект, чем обилие горизонталей, и этим в соответствии со своим

3 Юрий Екель-шк 33



замыслом надлежит руководствоваться фотохудожнику. Известно, что горизонтали определяют~ ширину, вертикали - высоту. Направление линий привлекает взгляд зрителя и способствует созданию оптических иллюзий.

Если взять два одинаковых по размерам квадрата А (рис. 1) и Б (рис. 2) и разделить их равным количеством линий один го-


А Рис. 1

PflCf 2

ризонтально (A)t а другой вертикально (£), то квадрат, разделенный горизонтально, будет казаться шире, чем разделенный вертикально, а квадрат, разделенный вертикально, длиннее, чем разделенный по горизонтали.

Если взять два одинаковых отрезка прямой линии ЛБ (рис. 3) и ВГ (рис. 4) и к отрезку ВГ провести под различными углами дне группы пересекающих его параллельных линий, то этот отрезок нам покажется не прямым, а изломанным.


К

В


Рис. а

Рис. 4

Благодаря этим оптическим свойствам глаза может быть создано множество разнообразных оптических иллюзий, которые часто помогают мастеру-фотографу умелым подбором пересекающихся линий изменять зрительное впечатление от фигур и предметов соответственно своему замыслу.

Поэтому свойства оптических иллюзии, создаваемых комбинациями линий, должны быть также знакомы мастеру-фотографу.




Яндекс.Метрика