Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Не следует, однако, думать, что изучение произведений изобразительного искусства поможет нам вывести определенные законы построения и создать рецепты, следуя которым фотограф будет выразительно решать свои произведения. Все попытки канонизации построений изобразительной композиции всегда выльются в холодную, рассудочную беспредметность. Задача изобразительной композиции определяется необходимостью правдивого и выразительного отображения реальной действительности и не должна преследовать цели подгонки материала под стандартные формы того или иного линейного построения.

Композиция - это осознанная автором форма художественного выражения своего замысла во всех его элементах и слагаемых, а не сведение линейного построения к формам какой-либо геометрической фигуры.

Изучение произведении изобразительного искусства, изучение природы, понимание явлений современной действительности помогут фотохудожнику найти зрительное выражение своего произведения, его композицию. Знание возможностей своего искусства, умение пользоваться этими возможностями помогут ему найти ту наиболее яркую и выразительную форму, которая будет полностью раскрывать тему произведения.

то ii

Поскольку в реальной действительности пространство, все предметы и фигуры трехмерны, материальны и, помимо своих линейных очертаний, имеют еще и заполняющий эти очертания объем, массу материала, из которого состоят, и фактуру - поверхность этого материала, изобразительное искусство для реалистического отображения жизни пользуется цветом и тоном.

Каждый предмет имеет присущий ему цвет соответствующей интенсивности.

Если мы говорим, что предмет окрашен в синий цвет, это еще не даст точного определения, так как синий пнет может обладать множеством оттенков и иметь большое количество ступеней яркости; он может бить темным или светлым ь зависимости от освещения и езойстиа поверхности поглощать или отражать свет. Степень яркости будет определяться силой освещения и свойством пеккой nocop.v.iocTi: тедд поглощать или отражать падающий in и .с схет.

В черно-белой фотографии мы изображаем все и цветовой гамме - от черного через оттенки серого до белого. Несмотря на некоторую условность такого изображения, о:;о обладает спо-

а* 35



еобностью достаточно ясно отображать многокрасочную натуру. Различные цвета в черно-белой фотографии будут нами восприниматься как определенные ступени черно-белой цветовой гаммы, а та или иная ступень этой гаммы будет образовываться степенью яркости, т. е. светлотой того цвета, в который окрашен предмет, и силой этого цвета, т. е. тоном.

Под тоном, таким образом, понимается сила цвета, в В черно-белой фотографии - определенное место в шкале, содержащей гамму оттенков от черного до белого. В черно-белой фотографии все свойства цвета и яркости цвета несет на себе тон. Серая тональная гамма фотографического изображения должна воссоздавать цветовую гамму предметного содержания действительности; тоном должно передаваться впечатление о цветотоналыюстп природы.

Наблюдая образцы произведений фотографического искусства, нетрудно убедиться в том, что подбором тонов фотохудожннки добиваются в черно-белой фотографии впечатления, равного получаемому от цветной многокрасочной натуры, и при восприятии этих изображений зритель забывает о действительном цвете изображенных предметов. Из этого следует, что тон является основой и главным изобразительным средством фотографического изображения. Фотохудожннку необходимо изучать свойства тона и тональных построений.

Тон передает цвета предметов, соотношения яркостей этих цветов в натуре и светлоту этих цветов.

Наиболее светлый цвет белый. Наиболее темный - черный. Чем светлее цвет, тем более он приближается к белому; чем темней, - тем ближе он к черному.

Видимость предметов или фигур, окрашенных в тот или иной цвет, отличается друг от друга тем, что они отражают п поглощают разные количества падающего на них света в зависимости от цвета, в который окрашены материалы, из которых предметы сделаны, и от структуры поверхности этих материалол.

Способность к отражению и поглощению света делает предметы различными по своей светлоте, которая в свою очередь определяет силу тона в черно-белой фотографии. Правильной передачей цвета натурных объектов в фотографии следует считать правильно переданное соотношение яркостей цвета изображаемых предметов, т. е. то соотношение какое видит человеческий глаз.

Различные цвета воспринимаются глазом с различной стс-пенмо яркости.

Так, например, самым ярким для нашего глаза является желтый цвет с длиной волны 556 миллимикрон. Для сохранения естественного соотношения тонов мы стремимся к тому, чтобы спектральная чувствительность пленки приближалась к спектральной чувствительности глаза; мы пользуемся фильтрами, абсорбирующими цвет, компенсирующими спектральную чув-



ствительность пленки и меняющими градацию от черного к белому, т. е. меняющими тональное решение.

Градации и нюансы перехода от черного к белому могут быть неограниченно велики. Человеческий глаз может различать до 300 ступеней тональной шкалы. Естественно, что для передачи реального изображения нет надобности пользоваться всеми 300 оттенками, которые способен воспринимать глаз. Для правильного восприятия достаточно 24-30 оттенков, чтобы воспринять мягкие переходы от черного к белому, и 6-10 оттенков, чтобы переход этот выглядел контрастным.

При создании любого фотографического изображения чрезвычайно важным является решение тональной пропорции и установление преобладания одного основного превалирующего тона посредством которого воспроизведены основные элементы изображения. Этот основной тон как бы характеризует изображение и воздействует на зрителя в необходимом автору направлении.

В черно-белой фотографии тональная пропорция является понятием дс некоторой степени тождественным понятию колорита в живописи и в цветной фотографии, где под колоритом понимается подбор цветов и оттенков цвета.

Решение тональной пропорции - соотношения степеней и площадей черного и белого, определяется выбором тональной шкалы.

Если представить себе тона от самых темных до самых светлых, расположенные в порядке их постепенного возрастания либо к черному либо к белому, получится шкала-лестница, каждой ступенью которой будет определенный тон - ступень яркости.

На рис. 5 представлена длинная шкала тонов.

Рис. 6 и 7 показывают короткую (рис. 6) и контрастную (рис. 7) шкалы тонов.

Шкала длинная, когда переход от одной ступени к другой постепенен, и поэтому ступеней больше, или короткая, когда переход более резок, и ступеней поэтому меньше.

Фотохудожник определяет часть тональной шкалы, наиболее соответствующую принятому им изобразительному решению произведения. Намеченный им участок шкалы и будет главным, превалирующим тоном изображения.

Часто подробная тональная разработка, в которой использована большая часть тональной шкалы, становится затруднительной для обозрения из-за ряда подробностей, засоряющих восприятие картины ненужными деталями. Поэтому преобладание одного основного тона всегда будет являться средством обобщения и характеристики главной мысли произведения.

Установление тональной пропорции и сводится к определению основного тона и противопоставлению ему контрастирующих тонов, которые этот основной тон подчеркивают.




Яндекс.Метрика