Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Так, например, если все изображение серо, или бело, то оно выглядит вялым и бесцветным, появившаяся же белая точка на сером или черная на белом сразу определит правильный акцент, оживит изображение и силой контраста подчеркнет серое или белое.

Интенсивность цвета в натуре, сила цвета или тон в фотографии, соотношения цветов и тонов способны вызывать то или иное зрительное впечатление.

Зрительное впечатление, получаемое от изображения, зависит от величины площади, занимаемой определенными тонами, и от пропорций этих площадей, а также от наличия тональных контрастов.

Так, например, светлые пятна, находясь в соседстве с темными, выглядят ярче, а будучи расположенными рядом с менее контрастными для них светлосерыми тонами, покажутся менее яркими. Преобладание темного подчеркивается всегда некоторым количеством самого светлого.

Таким образом, тон-степень яркости черио-бслого цвета - это понятие относительное, оно всегда определяется соотношением тонов разной силы, т. е. тональным контрастом.

Если мы возьмем три квадрата различной светлоты, т. е. различного тона - черный, серый и светлосерый, и поместим в центре этих квадратов небольшие одинаковые по тону белые квадратики, то мы заметим, что квадратик, окруженный черным фоном, покажется нам самым светлым; квадратик на сером фоне покажется темнее, чем квадратик на темном фоне, а квадратик на светлосером-еще темнее (рис. 8, 9, 10).

Из этого наблюдения ясно, что светлота, т. е. тон предметов или фигур, помещенных на определенном фоне, будет меняться в зависимости от контрастирующего воздействия фона.

Наряду с этим мы также будем наблюдать явление изменения пластичности, объемности п рельефности фигур и предметов в зависимости от тональности фона и контраста этой тональности с тональностью предмета или фигуры.

Чем темнее по отношению к предмету или фигуре будет фон, т. е. чем контрастнее будет тональное соотношение, тем резче выделятся контурные очертания - силуэт предмета или фигуры, тем затрудненнее будет восприятие его объемности и рельефа.

Чем менее контрастным будет тональное соотношение, т. е. чем ближе тональность фона будет к тональности предметов, тем мягче будет рисоваться их силуэт и тем лучше будет выявлена пластика при условии, что в первом и во втором случаях предмет или фигура освещены одинаково. Тональный контраст усиливает видимость линейных очертаний в изображении. Мягкое тональное решение усиливает пластическое вос-при ятис.

В зависимости от наличия зрительных раздражителей черное и белое воспринимается неодинаково, точно так же, как неоди-



маково воспринимается черное или белое на различных фонах. Белое пятно на сером фоне воспринимается иначе, чем то же пятно на черном фоне. Белое пятно, помещенное на темный фон* покажется нам большим, чем такого же размера черное пятно, помещенное на светлый или белый фон (рис. 11, 12). Свойство светлых пятен, расположенных на темном фоне, казаться больше своей истинной величины объясняется свойством нашего зрения в первую очередь реагировать на светлое и яркое. А яркость светлоты пятна, расположенного на темном фоне, как мы говорили, увеличивается в зависимости от контраста.

Явление, заключающееся в кажущемся увеличении размеров светлого пятна под влиянием контрастирующих темных тонов, называется иррадиацией. С явлением иррадиации связано свойство некоторых тонов казаться выступающими и отступающими.

В черно-белой фотографии из светлых тонов выступающим будет казаться самый светлый, из темных - самый темный.

Умелое использование этих оптических явлений при работе над изображением поможет мастеру-фотографу создать зрительную иллюзию уменьшения или увеличения объемов изображаемых фигур и предметов и углубления пространства в соответствии с той общей художественной задачей, которая стоит перед автором.

Рассмотрим две фотографии Я. Халипа (иллюстрации № 9 и 10) - Вид на Адмиралтейство и Столица Грузии Тбилиси . Обе фотографии сходны по своему изобразительному решению.

В поисках наибольшей выразительности автор пришел к несколько поверхностному декоративному решению и заключил изображения совершенно различных по природному ландшафту и архитектуре городов (Ленинград и Тбилиси) в сходные по своим очертаниям рамки переднего плана, изображающие колонны и арки.

Здесь сказалось естественное стремление автора наряду с общим пейзажем города показать и красоту архитектуры новых зданий; несмотря на некоторую декоративность построения, эта частная задача удачно решена автором. Однако следует отметить, что автору не удалось в этих фотографиях передать основное- особый индивидуальный характер Ленинграда и Тбилиси; в этом смысле декоративная рамка создала не индивидуализацию изображения, а нивелировку его.

Анализируя изобразительную форму этих произведений и их тональное решение, мы можем установить, что они являются ярким примером того, как при темном переднем плане ярче проступает изображенное за ним светлое пространство и, наоборот, как залитый спетом передний план, привлекая внимание зрителя, как бы не пускает его в глубину изображенного пространства. В изображении Ленинграда темный передний план определяет зрительный центр изображения на дальнем плане. Четко и ясно . читаются очертания города и светлых зданий, япляющнхея



основной темой изображения. Светлое как бы выступает, привлекая внимание зрителя.

Во втором изображении Столица Грузии Тбилиси передний план ярко освещен. Колоннада здесь ярче, чем простирающийся за ней город, и это, естественно, привлекает внимание зрителя к переднему плану. Колоннада воспринимается как главное в изображении, а город как фон, на котором изображена колоннада. Из-за светлого переднего плана город кажется темнее, несмотря на то, что фактически он также ярко освещен солнцем.

Психологи установили, что тяжесть (весомость^ цвета зависит от его светлоты; чем темнее цвет, тем он тяжелее, чем светлее, тем он легче. Речь идет о сравнении цветов, находящихся ь равных условиях и окрашивающих один и тот же материал.

Светлое облако будет нам казаться легче такого же но своим размерам и форме темного облака.

Впечатление весомости цвета связано также с впечатлениями, получаемыми нами от реальной действительности. Цвета, приближающиеся к цвету неба, воздуха, кажутся нам воздушными, прозрачными, легкими в противоположность цвету земли или цветам, напоминающим нам плотные, непрозрачные, тяжелые массы материала.

1 очно такое же явление наблюдаем мы при разделении цветов на холодные и теплые . Это подразделение базируется на том, что красно-желтые цвета приближаются к цвету теплых объектов - солнца, огня, и т. п., а сине-голубые - к цвету льда, воды, ночи и т. п.

Если рассмотреть три прямоугольника с размещенными вверху участками темного тона, а внизу - серого, мы заметим, что в первом прямоугольнике (рис. 13) черное покажется нам каймой, незначительным придатком к серому, в третьем прямоугольнике (рис. 15) черного слишком много, и оно давит на серое, а во втором (рис. 14) сочетание черного и серого будет наиболее уравновешенным.

Умелое нахождение пропорций темного и светлого поможет мастеру фотографин добиться искомого зрительного впечатления.

Если в цветном изображении цветовая гамма наряду с линейным построением помогает воздействовать на зрителя в нужном для раскрытия основного замысла направлении, то в черно-белой фотографии все эти функции несет на себе наряду с линейным построением тональная гамма.

Ощущение весомости - тяжести или легкости - уже определяет наше психологическое состояние; кроме того, это состояние определяется еще и ясностью видения. Совершенно естественно, что темнота заставляет напрягать зрение, при свете же есть полная ясность видения окружающего.




Яндекс.Метрика