Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Рис. 6


Рис. в


Рис. 13

Рив. 14

Рве. 15



Комбинация светлых и темных тонов, т. е. исключение средней части тональной шкалы, создающей мягкие переходы от черного к белому, создает изображения контрастные, быстро читаемые ; такое соотношение благодаря возможности быстрого чтения его глазом подчеркивает впечатление движения и в то же время при преобладании черного над белым создает представление о напряженности, динамичности.

Контраст тональных пятен остро воспринимается зрителем. Поэтому художники-плакатисты так часто и прибегают к контрастным решениям.

Говорить о воздействии на восприятие тех или иных тонов безотносительно к смыслу изображения и предметов, которые несут на себе ту или иную тональность, невозможно. Поэтому опенка воздействия тональности изображения на восприятие всегда зависит от конкретных условий, т. е. смысла и содержания конкретного изображения.

Работа А. Шайхета Небо Москвы (иллюстрация № 11) изображает облик нашей столицы в первомайский вечер.

Темный силуэт памятника Минину и Пожарскому, четко обрисованный на фоне неба, пронизанного лучами прожекторов, придаст изображению выразительную торжественность. Несмотря на темное тональное решение, изображение легко и прозрачно передает пространство, глубину неба и величие Красной площади. Найденные тональные соотношения, четкость проекции изображенных объектов - памятника, мавзолея, кремлевских башен - и вертикальное построение придают картине праздничность и гармоничность. Преобладание основного характеризующего тона делает изображение тонально целостным, не засоренным излишними деталями.

Изображение, выполненное в светлой части тональной шкалы с мягкими переходами, воспринимается замедленно, спокойно. Светлая гамма обеспечивает полную ясность изображения.

Работа Д. Дебабова Северные куропатки (иллюстрация № 12) является примером тонального решения в светлом участке тональной шкалы с мягкими постепенными тональными переходами. Черные точки глаз и черные клювы четче определяют тональную пропорцию и превалирующие светлые тона.

Выбор участков тональной шкалы при изображении, естественно, исключает из полной тональной шкалы ряд ее участков, а вместе с ними и излишне засоряющие внимание зрителя детали. Таким образом достигается зрительное обобщение и цельность зрительного впечатления.

Комбинации участков тональной шкалы создают в фотографии возможность восприятия пространства. Передача в изображении пространства достигается не только передачей перспективных изменений масштабов предметов, но и тем, как воспроизведена воздушная атмосфера среды, которая окружает предметы.



Воздушная среда часто имеет решающее значение при передаче расстояния, отделяющего один предмет от другого.

Тон обеспечивает возможность зрительного восприятия трехмерного пространства, изображенного на плоскости, так как предметы по мере их удаления от глаза зрителя благодаря плотности воздушной среды теряют яркость своей окраски и силу цвета и, таким образом, изменяются в тоне.

Воздушная среда обладает способностью затуманивать и вуалировать предметы и смягчать их резкие очертания. Мы называем это явление воздушной, или тональной перспективой.

Тональная перспектива, так же как и линейная, создает возможность зрительного восприятия трехмерного пространства на изобразительной плоскости.

Если в изображении отсутствуют элементы с ярко выраженной линейной перспективой, помогающей передаче пространства, на помощь приходит воздушная, или тональная перспектива, которая градацией тонов уводит глаз зрителя в глубину и так же, как и линия и линейная перспектива, определяет расположение и разноудаленность предметов. При изображении, например, массы людей на широком пространстве, деревьев и кустов в пейзаже восприятие пространства в основном возможно при помощи воздушной, или тональной перспективы. Тона предметов, постепенно ослабевающие в силе по мере удаления или усиливающиеся по мере приближения, создадут впечатление глубины пространства.

В работе Д. Дебабова Пейзаж потухших вулканов (Камчатка) (иллюстрация № 13), показывающей своеобразие и романтику северной природы, четко выраженная воздушная перспектива определяет глубину пространства и ясную читаемость планов.

В тональной, или воздушной перспективе принято различать планы. Первый план наиболее четкий и резкий относительно всего остального в ивображении. Второй план с некоторым скра-дыванием резкости очертания форм предметов. И, наконец, третий, где воздушная среда значительно скрадывает все детали, подробности форм фигур и предметов и обобщает их. В изображении не всегда присутствуют все три плана, оно может быть решено и в двух планах и даже в одном (крупный план).

Не обязательно сосредоточивать внимание зрителя именно на первом плане. Оно может сосредоточиваться и на втором и на третьем, так как именно там могут быть изображены события пли фигуры, имеющие решающее значение для восприятия темы. Первый план часто является вспомогательным, определяющим переднюю границу изображенного пространства и направляющим глаз зрителя в глубину.

Разработка планов может быть подробной или лаконичной и




Яндекс.Метрика