Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


п зависимости от решения темы может быть сделана с использованием различных комбинаций участков тональной шкалы. Но главным условием действенного и четкого восприятия изображения будет гармоническое соотношение планов.

Свойства тональной шкалы, с помощью которой образуется фотоизображение, должны быть изучены фотохудожником, так как тон, являясь одним из основных элементов изобразительной композиции в фотографин, помогает реализации основной мысли и идеи автора в зрительной форме.

Тональная гамма со всех ее комбинациях и тональная перспектива сами по себе являются лишь средством изобразительного решения и никак не должны являться самоцелью, поэтому натура и окружающая нас действительность не могут быть у советского фотохудожника поводом для того или иного тонального решения. Только подчинение всех изобразительных средств раскрытию определенной темы в результате создает полноценное произведение изобразительного искусства.

На первый взгляд кажется, что возможности тонального решения изображения и выражения своей темы изобразительными средствами у фотохудожника чрезвычайно ограниченны, что связанный окраской предметов в натуре он не имеет возможности заниматься перегруппировкой и выбором тональной гаммы согласно своей теме и своему основному замыслу. Но нетрудно убедиться, что и здесь у фотохудожника широкие возможности.

Фотохудожник может подбирать соответствующую его тональному замыслу окраску предметов н располагать эти предметы в пространстве в соответствии с его замыслом и тональным построением, определяющим решение темы.

Если перегруппировка предметов затрудняет восприятие смысла изображаемого, на помощь приходит свет.

Благодаря способности света рисовать на светочувствительных пластинках или пленке изображение в черно-белой фотографии свет наряду с окраской изображаемых предметов является

основным фактором образования тона.

Из этого следует, что в черно-белой фотографии сила цвета - тон - во многом зависит от количества света. Таким образом, различное количество света, его направление и концентрация могут определять тон предметов, окрашенных в цвета, не поглощающие свет. Вследствие этого путем соответствующего освещения, можно производить тональные перегруппировки.

Изложенные утверждения, основанные на накопившемся в изобразительном искусстве и в фотографии опыте, помогут фотохудожнику в его работе над тональным решением своей темы, но никак не определят направления его художественного творчества, ибо тональное решение изображения - это задача в основном художественная, разрешение которой зависит в каждом отдельном случае от содержания.



Основным средством для получения изображения в фотографии является свет.

Благодаря свету человек видит окружающий предметный мир - пространство, и все, что в нем находится, воспринимает объем и форму предметов и определяет цвет и тон.

Световые лучи, отражаемые предметами и освещенным пространством, создают на светочувствительном материале фотографическое изображение.

Наряду с этой способностью рисовать изображение, свет является в фотографии и кинематографии основным средством творческого изображения предметной действительности.

Всякое освещение вызывает образование и распределение светотеней, которые обрисовывают объем и форму фигур и предметов.

Если в живописи или в цветной фотографии средством изображения объемной формы предметов являются цвет и свет, то в черно-белой фотографии таким средством является светотень, образующая топ. Свет лепит формы и выявляет объем.

Искусно примененный свет способен преображать натуру так, что изображение ее может приобретать различные качества. В соответствии с той задачей, которую поставил перед собой автор изображения, светом можно подчеркнуть или смягчить рельеф изображаемых фигур и предметов.

Мы знаем, что чем больше света отражает тело, тем оно кажется нам светлей; чем меньше оно отражает света, тем оно темней. Следовательно, от количества падающего на изображаемые тела света будет зависеть их светлота, т. е. тон. Распределение светотеней всегда связано с характером источника освещения. Распределение и характер светотеней, полученных при солнечном освещении, отличаются от получаемых при освещении искусственным светом, например светом настольной лампы.

При создании произведения изобразительного искусства чрезвычайно важна правильная передача в нем характера источника света, так как этим самым определяется время и место действия. Солнечное или лунное освещение, электрическое освещение или освещение от света, источник которого находится вне поля изображения, всегда будут соответственно характеризовать изображение.

Если перед нами будет несколько предметов с одинаковой поверхностью, окрашенных в разные цвета, не полностью поглощающие свет, применяя источники освещения различной интенсивности, мы можем достигнуть полного уравнения их в тоне. Применяя источники освещения различной интенсивности, мы можем также достигнуть впечатления, что предметы, окра-



шенкыс в более темные цвета, будут выглядеть более светлыми и, наоборот, более светлые предметы покажутся темными.

Мы заключаем отсюда, что свет является средством изменения и перегруппировки тонов и что образование тона наряду с естественной окраской предметов определяется светотенью. Так как свет является фактором образования и перегруппировки тона, то освещение изображаемых предметов, фигур и пространства должно находиться в соответствии с тональным решением изображения.

У фотохудожника могут быть две возможности освещения: первая, когда в его распоряжении есть осветительные приборы, которыми он может освещать объект съемки, по мерс надобности передвигая их и устанавливая, направляя их и добиваясь этим самым нужного для его замысла распределения светотени, выявления объема и тонального решения; и вторая, когда он должен выбирать соответствующее его изобразительной задаче освещение. Тогда он должен или расположить объект наиболее выгодно по отношению к источнику света или дожидаться наиболее выгодного направления солнечных лучей, если съемка происходит на натуре.

Мы можем наблюдать в природе чрезвычайно интересные по цвету и живописности мотивы, которые, будучи снятыми в черно-бело-серых тонах, производят вялое бесцветное впечатление.

Яркозеленые деревья, синее небо, многокрасочные, освещенные солнцем цветы произведут в натуральной окраске яркое впечатление. Но в фотографии, будучи одинаковыми по тону, при плоском освещении они покажутся вялыми, бесцветными и однообразными. Если фотохудожнику нужно изобразить такой сюжет, он должен выждать нужного направления солнечных лучей, которые увеличат тени, изменят тон неба и произведут такую тональную перегруппировку, которая позволит выразительно и разнообразно по топам изобразить этот объект.

Мы можем говорить о двух возможных методах освещения в фотографии: направленным и рассеянным светом. Освещение объекта направленным светом (свет солнца или осветительного прибора, освещающего объект съемки) образует светотеневой объемный рисунок изображения. Присутствие отраженного света при освещении направленным светом может до некоторой степени смягчить резкость теней и сделать изображение более пластичным, прозрачным в тенях и, таким образом, более воздушным. На натуре при солнечном свете рассеянным освещением является свет, отражаемый освещенными предметами и небом. При искусственном освещении существуют специальные приборы мягкого рассеянного света, состоящие из нескольких источников открытого точечного света.

Используя отраженный свет или источники рассеянного света, фотохудожник должен добиваться той или иной резкости свето-




Яндекс.Метрика