Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


тени и, следовательно, различной пластичности и объемности изображения и различного его тонального решения.

Солнечный свет в зависимости от времени дня, времени года и облачности на небе может быть чрезвычайно богат и разнообразен но своему характеру. Прорываясь через облака, он может освещать объект пятнами, которые создают разнообразные по своей выразительности эффекты.

Если пользуясь солнечным освещением, фотохудожник вынужден в какой-то мере зависеть от него, то, пользуясь искусственным освещением, он является полновластным хозяином и может оперировать источниками света в соответствии со своим замыслом и принятым им тональным решением.

Распределение светотени в изображении, основанное на применении принципа светотеневого решения, обрисовывает форму предмета, выявляет его объем и определяет рельеф и структуру (фактуру) его поверхности.

При применении направленного света соотношения тонов будут меняться в зависимости от интенсивности освещения того или иного предмета. Значит, будет меняться и градация от черного к белому, т. е. тон. Изображение, полученное при пользовании таким методом, мы называем светотеневым, оно будет более контрастным и более объемным.

Работа М. Савина В школьном радиоузле (иллюстрация № 14), характеризующая умение автора заметить и изобразить все новое, что появляется в нашей повседневной жизни, и работа Е. Умнова Урок географии (иллюстрация № 15) являются примерами светотеневого решения кадра.

Автор фотографии В школьном радиоузле светом выделяет школьницу, держащую микрофон, являющуюся главной фигурой в изображении. Фигура мальчика, стоящего рядом, и очертания всех окружающих их предметов приглушены. Благодаря правильному светотеневому решению четко выявлен объем и форма освещенных фигур и предметов.

Интересна в смысле моделировки светом и правильного композиционного построения и работа Е. Умнова.

И в этом случае автор выделяет светом главную фигуру в композиции - школьницу, отвечающую урок. Указка в руках девочки как бы ведет глаз зрителя к глобусу и смыслово увязывает фигуру школьницы с классом, с содержанием кадра, переданным в названии. Очень выразительна и второпланиая фигура соседки по парте. Внимательные, настороженные глаза ее, устремленные за кадр, туда же, куда смотрит главное действующее лицо, подчеркивают внимание всего класса к чему-то происходящему за кадром, повидимому, к реплике учителя.

Недостатком светотеневого решения работы Е. Умнова является чрезмерная подсветка голов детей контровым светом. Отделяя фигуры от фона, эта подсветка в то же время создаст неестественный ореол, почти венчик, вокруг голов обеих девочек.



Вторым методом освещения, как мы укапывали выше, является метод освещения рассеянным спетом, применение которого дает тональный рисунок изображения. Объем и форма предметов, не измененные светотенью, определяются в нем контрастами топа. Тени в таком изображении почти отсутствуют. Свет спокойно и мягко лепит форму предметов. Однако градация тонов, рисующая объемы и формы предметов, сама по себе является фактически переходом от света к теням, не имеющим здесь резкого линейного очертания, прозрачным и начинающимся мягко, плавно. Тональное изображение воспринимается нами как более плоскостное, чем светотеневое.

Работа Я. Халипа На рейде (иллюстрация № 16) является примером тонального изображения. Плоское мягкое солнечное освещение, равномерно распределяющееся по всем компонентам изображения, образует тональный рисунок, пластично передающий фактуру воды и линейные очертания яхты; объемность подчеркнута мало и благодаря этому изображенная яхта выглядит легкой и изящной.

Примером рассеянного освещения на натуре является дневное освещение в пасмурную погоду. Для такого освещения характерна равномерность распределения, слабое выявление объема объекта наблюдения, относительное сохранение природной тональности предмета, а также отсутствие контрастов света и тени (соотношения тональностей в этом случае сохраняются такими же, как мы наблюдаем их в натуре).

Рассеянным светом, образующим тональное изображение, пользуются тогда, когда сюжет требует тонких тональных переходов и спокойного восприятия.

В объектах, достаточно разнообразных по форме и по тональности, освещение направленным светом может образовать излишнюю пестроту из-за множества резких светотеней. В таких случаях дополнительное освещение рассеянным светом уберет резкую светотень и поможет более спокойному восприятию изображения.

Если предметы имеют слабую моделировку форм, слабо выраженный объем, то выявления этого объема можно добиться, только используя направленный свет.

Человеческие лица, освещенные рассеянным светом, в тональном изображении могут быть переданы в достаточной мере пластично. Невозможно указать преимущества одного метода освещения перед другим, точно так же, как невозможно указать, в каких случаях пользоваться тем или иным методом освещения.

Метод освещения должен определяться фотохудожником каждый раз в зависимости от характера изображаемого материала, темы и содержания его.

Выше мы говорили, что свет определяет видимость объема и формы предмета. Рассмотрим же, как влияет свет на восприятие объема, формы и материала предметов в изображении.



Каждый предмет, существующий в действительности, состоит из какого-либо вещества, образующего его массу. Масса предмета занимает в пространстве определенное место, т.. е. образует его объем. Объем этот ограничен очертаниями, зависящими от сочетания выпуклостей и впадин на поверхности массы предмета, которые и образуют внешнюю его форму. Таким образом, внешний вид предмета определяется его объемом и формой.

Ощущение объема и выпуклости предмета на изобразительной плоскости фотографии создается градациями светлых и темных тонов. Предметы по своей форме могут быть разнообразными. В одних форма может быть выражена ярко и отчетливо, в других - расплывчато и неясно. В одних предметах форма может быть округлой, плавной, в других - резкой и угловатой.

Свет, моделирующий форму предметов, распределяется на их поверхности согласно закону физики, гласящему что освещенность обратно пропорциональна квадрату расстояния. 1 аким образом, при направленном свете или свете, падающем перпендикулярно плоскости предмета, все выпуклые его места будут освещены более ярко, чем впадины, так как выпуклые места будут находиться ближе к источнику света, чем впадины. Это впечатление может быть усилено в той или иной мере, если свет будет падать не перпендикулярно плоскости предмета, а под углом, образуя таким образом тени от выпуклостей. Из этого следует, что расположенный соответствующим образом по отношению к изображаемым предметам свет может в той или иной степени усиливать впечатление формы и объема в изображении или ослаблять его в зависимости от требований и трактовки фотохудожником своей темы.

Свет, скрадываюнхий тени, уравненный во всех плоскостях, образующих форму предмета, сделает его изображение плоским. Наоборот, свет, подчеркивающий разницу яркостей разноудаленных плоскостей предмета, подчеркнет выпуклость и объемность его в изображении. Для получения того или иного эффекта освещения, характеризующего объем и форму предметов, фотохудожник пользуется, как мы говорили выше, солнечным или искусственным освещением. На натуре он добивается нужной ему резкости светотеней, либо выжидая время, когда небо покрыто облаками и яркость солнечного света смягчается и появляется большая прозрачность в тенях, либо добиваясь нужной прозрачности в тенях при помощи отражательных экранов или зеркал. При искусственном освещении соответствующее распределение осветительных приборов помогает добиться глубины или прозрачности теней.

Тождественность градаций светотени в изображении, полученном при съемке и в натуре, отнюдь не гарантия хорошего качества изображения. Градация светотени в натуре далеко не всегда достаточно хороша для обеспечения пластической обрати*




Яндекс.Метрика