Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


ботки изображаемых предметов. Поэтому фотохудожник может изменять эту градацию, подчиняя ее своему художественному замыслу.

Наряду с объемом и формой предметов в реалистическом изображении должно быть передано представление о материале, из которого предмет сделай. Каждым материал внешне характеризуется плотностью массы и весом. Эти впечатления складываются из нашего представления об окружающих нас конкретных предметах. В жизни мы знаем, что железо тяжелее дерева, в изображении это впечатление достигается правильной передачей видимой структуры поверхности объекта.

Ощущение упругости, мягкости, твердости, легкости или тяжести, плотности или пористости характеризует материал, из которого сделан предмет, н дает, таким образом, полное о нем представление. В изображениях, где не передано ощущение веса - тяжести изображенных предметов, ист характеристики материала, из которого предметы сделаны, все выглядит легким, нематериальным, картонным, следовательно, не соответствующим реальной действительности.

Материальная характеристика предмета и ощущение его веса передаются в изображении через показ поверхности этого предмета - его фактуры. Под фактурой материала в изобразительном искусстве мы понимаем структуру его поверхности. Внешне мы можем судить о том, из какого материала сделан предмет, только по структуре его поверхности. Выявить в большей или меньшей степени эту структуру мы можем только при помощи света. Структура определяется состоянием поверхности, неровностью ее. При передвижении источника света тени от неровностей поверхности будут увеличиваться или уменьшаться; найдя нужную длину этих теней и образующихся бликов, можно найти участок поверхности, создающий наиболее правильное впечатление о материале, из которого сделан предмет, и о его весе.

Из этого следует, что с помощью соответственным образом установленного света можно трактовать фактуру предметов в зависимости от замысла фотохудожпика. Мы знаем, что в кинематографии картонные и деревянные модели металлических мостов, каменных зданий благодаря искусному освещению выглядят настолько убедительно, что у зрителя не возникает сомнения, что кадры с такими моделями сняты на настоящей натуре.

В работе Р. Диамента На лыжной прогулке (иллюстрация № 17) удачно освещение; насыщая пространство воздухом, свет хорошо передает фактуру искрящегося льда и снега и четко обрисовывает силуэтные фигуры лыжников.

Так как фактура определяется состоянием поверхности и передается в фотографии ее изображением, то характер тех или иных фактур зависит от их отражательной способности. Мы различаем поверхности матовые, блестящие и глянцевые. Матовые

Юрий £кел*1нв



попсрхности благодаря своей структуре обладают способностью отражать свет в разные стороны и рассеивать его. Они имеют свойство казаться одинаково яркими с различных точек зрения. Блестящие (полированные) поверхности отражают свет в соответствии с углом его падения и обладают высоким коэфнниентом поглощения. Поэтому блестящие поверхности выглядят на отдельных своих участках в зависимости от точки зрения то темными, то яркими. При съемке блестящих поверхностей во избежание большой контрастности следует для правильной передачи их в изображении применять мягкий рассеянный свет.

В блестящих полированных поверхностях отражаются окружающие их предметы. В матовых поверхностях предметы не отражаются, от них же отражаются лучи падающего на них света, который благодаря неровностям поверхности рассеивается в разные стороны.

Глянцевые поверхности являются теми же матовыми поверхностями, на которые нанесен глянцевый слой, например глазурь на фарфоровой посуде. В зависимости от угла падения света они могут отражать его слабыми бликами.

При передаче фактуры степень резкости изображения оказывает влияние на ее характеристику. Излишняя резкость может рисовать фактуру слишком подробно, а нерезкость вообще сотрет всякое представление о фактуре.

Особое значение приобретает вопрос о резкости изображения при передаче фактуры предметов, которые не имеют постоянной твердой формы, а меняют ее при различных внешних влияниях, как, например, ткани, сыпучие тела, меха. Здесь наряду со светом резкость изображения будет фактором, определяющим трактовку фактуры. В реалистическом изображении выявление фактуры материала является необходимым, ибо это придает изображению правдивость *.

Расположение источников света относительно изображаемого предмета, как мы указывали выше, вызывает то или иное распределение светотени в пространстве. Свет, расположенный сзади изображаемого предмета, образует силуэтное изображение, для которого характерно ясное, четкое линейное очертание предмета.

* Не следует смешивать лиа понятия: фактуры изображаемого материала и фактуры изображения. Определение фактуры изображаемого материала дано нами выше. Под фактурой же изображения понимается поверхность картинной плоскости, в фотографии - поверхность фотобумаги. Известно, например, что для печати снимков архитектуры, полированных поверхностен с мелкими деталями и линиями наиболее подходящей является бумага глянцевая, мелкозернистая, так как она еще больше подчеркивает простраи-ственность, линейность и фактуру изображаемого объекта. При изготовлении портретов и изображений природы крупнозернистая или матовая бумага поможет более спокойному восприятию и в зависимости от зернистости обобщит изображение художественно. Мы видим, таким образом, чго фото-художнику следует подумать и над тем, какой фактуры следует uuGpaib бумагу.



Тень скрадывает подробности формы, и в зависимости от глубины и прозрачности ее предмет воспринимается обобщенно: или совершенно плоским, если тень глубокая, или в общем очертании своих масс, если тень несколько прозрачна. Для изображения общих линейных очертаний предмета достаточно расположения источника света сзади изображаемого предмета или соответственного расположения предмета по отношению к свету.

В работе А. Шайхста Металл стране (иллюстрация № 18) силуэтное изображение фигуры рабочего на переднем плане усиливает ощущение глубины пространства, человек в данном случае показан лишь в общих линейных очертаниях, обобщенно, без подробностей. Фигура проицируется на фоне цеха, просвечиваемого яркими лучами солнца, насыщающими атмосферу воздухом. Светотональное обобщение избавляет зрителя от восприятия множества деталей и подробностей, которые были бы неизбежными при ином освещении завода, и внимание зрителя ничем

не отвлекается от основной темы изображения.

Свет, расположенный впереди изображенных предметов, так называемый плоский свет, будет несколько смягчать резкие их очертания и скрадывать все выпуклости и впадины, находящиеся на поверхности предмета; точно так же будет скрадываться и структура поверхности предмета, т. е. его фактура.

Изображение, созданное с применением переднего света, будет недостаточно объемным вследствие того, что тени от предметов и тени на предметах будут почти отсутствовать -они лягут сзади предметов и заслонятся ими в изображении.

Наиболее четко и выразительно моделирует форму боковое освещение, т. е. освещение, при котором источник света расположен под углом; оно образует тени как от самого предмета, так и от всех выпуклостей, имеющихся на его поверхности. Высота и угол расположения источника света определяют длину теней.

Распределение теней, падающих от изображаемых предметов, имеет в изобразительной композиции не меньшее значение, чем расположение самих предметов. Тени путаные, падающие друг на друга, часто могут исказить представление о форме предмета и, наоборот, хорошо найденная тень может четко определить форму и расположение предмета в пространстве и скрепить различные элементы изображения в одно зрительное целое.

Известно, что сильный свет, так же как и глубокая тень, скрадывают четкость рельефов, деталей, форм. Из этого следует, что соответствующее распределение светотеней в зависимости от интенсивности источника света может создавать нужное обобщение, скрадывающее мелкие подробности и детали, которые не имеют значения для характеристики изображаемого предмета. Соотношение светотеней в зависимости от интенсивности источника мо-




Яндекс.Метрика