Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


жет создавать впечатление сильного сияющего света и темной глубокой тени.

В зависимости от характера источников распределение светотеней различно по форме, по градациям и по соотношению площадей света и тени в изображаемом пространстве. По этому распределению мы можем судить о характере источника света, а суждение об источнике уже дает реальные представления, как мы говорили выше, о месте действия - натура это или помещение; о времени, когда происходит действие, - день, ночь, сумерки. Эти конкретные представления, присущие всякому реалистическому изображению, будут влиять на эмоциональное состояние, которое вызывает изображение у зрителя.

Тень, являясь темным тональным пятном, влияет на тональное решение композиции; кроме того, тень, имеющая четкую линейную границу, часто определяет линейное построение композиции. Образование теней различной длины и различного направления влечет за собой и образование линий различной конфигурации, различной длины и направления и, следовательно, образование линейного построения.

Кроме перечисленных функций света (образование тона, линий, форм и объема), очень важна также возможность выделять светом главное в изображении, зрительный его центр.

Мало выделяющиеся в натуре предметы и фигуры, если они имеют значение для раскрытия основной темы, при помощи освещения могут быть как бы выдвинуты на первый план. \ Ьоборот, резко выделяющиеся в натуре предметы и фигуры, не имеющие решающего значения, могут быть притушены освещением, слиты с тенью и таким образом отодвинуты от главных, решающих тему предметов и фигур.

Из всего изложенного следует, что фотохудожник может согласно своему основному замыслу трактовать изображаемый материал в разнообразной и доступной фотографии изобразительной форме. Каждый изображаемый объект требует к себе не механического подхода, а полного понимания фотохудожником характера его и умения использовать освещение объекта так, чтобы оно соответствовало замыслу художника.

Совершенно естественно, что снимать все при одном и том же свете невозможно, точно так же, как невозможно и установить нормы и каноны освещения. Каждое явление, событие, каждый предмет или фигура в изображении должны иметь свои характерные и отличительные черты.

Воздушная перспектива, скрадывая интенсивность окраски предметов, изменяет их в тоне и ослабляет также контраст света и теней по мере удаления предмета в глубь пространства. Чем дальше отстоят предметы от источника света, тем слабее кажется их окраска, интенсивность их цвета и контраст света и теней.



Воздушная среда, образующая тональную, или воздушную перспективу, скрадывающая и затуманивающая форму и цвет предметов, может менять своп плотность и прозрачность в зависимости от расположения источника света. Так, например, легкий туман, будучи освещен передним светом, превратится в плотную, непроницаемую, непрозрачную среду, совершенно заслоняющую находящиеся за ней предметы. Более густой туман, освещенный боковым или задним светом, станет более прозрачным и позволит различать очертания находящихся в нем предметов, давая также четкие контрасты планов. Отсюда мы видим, что освещение оказывает влияние на воздушную, или тональную перспективу.

Светом определяются форма и объем предметов и их фактура. Свет образует тон, следовательно, свет должен быть подчинен тональному решению композиции. Свет должен направлять и подчеркивать главное в картине и тушить , приглушать второстепенное.

Свет, таким образом, будучи орудием изображения в руках фотохудожника, должен быть не средством получения какого-либо изображения вообще, а активным фактором, помогающим художнику выразить наиболее ярко свою мысль и раскрыть содержание произведения.

viii

РАВНОВЕСИЕ

Как мы уже говорили, основой целостного восприятия картины является ее композиционное единство. Без композиционного единства нет ясного зрительного впечатления, нет полноценного выражения образов и мыслей автора.

Композиция рассматривается нами как творческое оружие художника, помогающее созданию яркого стройного повествования, слагающее все части изображения в одно целое и направляющее мысль зрителя в необходимое для раскрытия темы русло.

Если две какие-то группы в картине, два каких-либо предмета - главный и второстепенный - одинаково привлекают внимание зрителя, восприятие картины раздваивается, и зритель оказывается дезориентированным. Совершенно естественно, если в картине соперничают между собой более чем два элемента, сознание зрителя еще больше запутывается.

При взгляде на картину зритель должен понять, что является главным в ней, се мотивом, хотя картина-фотография может содержать в себе и много фигур, линий, световых пятен. Все эти разнообразные элементы должны быть слиты в единое целое, ведущее к восприятию главной мысли, основной идеи. В изобра-



зитслыюм искусстве фотографии или живописи внимание-восприятие организуется зрительными формами, т. е. перечисленными выше элементами: линией, точкой зрения, светом, тоном. Взаимодействие этих элементов и должно направлять зрителя к его основной пели. И если множество ярких бликов, световых пятен с одинаковой силой бросается в глаза, то мы можем с уверенностью сказать, что в картине нет единства, нет целостности, и основная мысль ее не будет раскрыта зрителю. Целостность восприятия, единство зрительного впечатления изображения достигаются, как мы говорили выше, линейным построением изображения, евстотональным его решением, а также установлением равновесия и взаимодействия всех элементов картины.

Равновесие выражает представление об устойчивости и завершенности. Глаз всегда ведь улавливает зрительное равновесие между изображенными предметами и фигурами, находящимися в правой и в левой стороне изображения. Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением предметов и фигур в рамке кадра, распределением тональных пятен, а главное, смысловым взаимоотношением предметов и человеческих фигур в картине.

Рассмотрим две иллюстрации, сходные по теме и являющиеся наглядным примером к положениям, изложенным выше.

Иллюстрация № 19 На Байкале подтверждает, что если мысли автора расплываются, стремясь захватить в рамки изображения максимальное количество компонентов, если у автора нет ясности в поставленной им цели, то и изображение не имеет цельности и равновесия и не заинтересовывает зрителя.

Стремясь изобразить картину обильного улова, автор ограничился тем, что поместил на первом плане в нижней половине кадра груду рыбы, неизвестно куда сваленной. Прямая линия, делящая изображение почти на равные части, не является очертанием баркаса, куда свалена рыба, а геометрической прямой, формально делящей площадь изображения и отделяющей рыбу от воды. Таким образом, рыба не имеет никакой связи с окружающим, она как бы вырвана из него и можно только догадываться, что задуман был показ лова, о чем, повидимому, должен свидетельствовать дальний план, где изображены два баркаса с неясными очертаниями людей на них.

Изобразив на первом плане рыбу, а на втором баркасы и никак не увязав эти планы смыслово и композиционно, автор схематически подошел к сюжетному и изобразительному решению темы, полагая, что совершенно достаточно условного знака, каковым является рыба на первом плане, чтобы определить, чем заняты люди на баркасах. Автор не понял, что в теме обильный улов основным является не количество рыбы, а человек, его труд и как следствие - результаты этого труда.

Сухое, схематическое решение темы привело к сухому, невыразительному изобразительному ее решению.




Яндекс.Метрика