Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Внимание зрителя рассеивается, так как в изображении нет главного зрительного обобщающего акцента.

Тональное решение также не дало никакого обобщения, ибо нет превалирующего тона, вследствие чего изображение выглядит пестровато.

В следующем изображении На путине (иллюстрация №20) на ту же тему и похожем по построению мы видим пример смысловой композиционной увязки первого и второго плана через фигуру человека с веслом.

Вызывает некоторое зрительное раздражение то, что контуры весла путаются и сливаются с контурами лодки. Но все же это изображение смотрится цельней, воспринимается легче и с большим интересом, чем предыдущее. В нем мы видим фигуры людей в сочетании с плодами их трудов, видим гладь реки и утреннее солнце.

Найденное равновесие свидетельствует о завершенности изображения в пределах его рамки; кроме того, оно создает условную устойчивость самого изображения в пространстве. Если же в правой части изображения, например, объем и вес показанных предметов и фигур нам покажется значительно большим, чем объем и вес предметов и фигур в левой его части, то такое изображение создаст впечатление неустойчивости, неуравновешенности.

Фотохудожник должен чувствовать весомость предметов, весомость тональных пятен и соответственно распределять эту весомость по всей площади картинной плоскости.

Естественно, что введение в изображение дополнительного предмета или тонального пятна, необходимого для достижения равновесия, должно быть смыслово и сюжетно оправдано, иначе этот предмет или пятно будут случайными, бессмысленными и нарушат смысл изображаемого.

Простейшим видом равновесия является симметрическое построение, заключающееся в том, что по обе стороны от главной оси изображения равномерно распределены предметы, одинаковые по размеру, объему, форме и тону. Главная ось изображения проходит в середине и делит его на две равные, сходные по своим компонентам части. Симметрию в данном случае не следует понимать как зеркальное, точное повторение, ряд деталей правой части изображения может отличаться от левой, но общее построение будет симметричным.

Естественно, что равновесие в таком изображении устойчиво, однако применять симметрическое построение можно далеко не всегда, а только в тех случаях, когда это решение определено содержанием кадра. Симметрические построения несколько однообразны вследствие повторяемости линий, тонов, фигур и предметов.

Окружающая нас реальная действительность многообразна, она богата различными очертаниями форм предметов, различной



их окраской; при воспроизведении этой действительности в фотокадрах должно сохраняться это многообразие. Относительное равномерное распределение весомости предметов поможет достигнуть равновесия и устойчивости при изображении неодушевленных предметов, архитектуры или пейзажа. В этих случаях равновесие достигается также светотональным решением. Однако при изображении сюжетов, участниками которых являются люди, животные, движущиеся предметы, основой равновесия будет всегда сюжетная и смысловая связь изображенных фигур и предметов и направление их движения.

Формалисты, салонные фотографы стремились к соблюдению равновесия внешней формы, полагая, что оно может быть достигнуто благодаря соответствующему распределению тональных пятен. Учитывая чисто формальные признаки весомости тональных пятен, исходя из того, что тяжесть тона определяется его темнотой, и, следовательно, малое черное пятно по силе будет равно большему по занимаемой площади серому пятну, а серое пятно в зависимости от его силы будет равно по силе большему по занимаемой площади белому пятну, они полагали, что таким образом комбинируя сочетания тональных пятен различной величины, различного объема, формы и веса, можно достигнуть равновесия и устойчивости изображения.

Но нетрудно убедиться, как эти предположения разлетаются в прах при столкновении с реальной действительностью.

Представим себе изображение богатого урожая в колхозе.

В левой части картины (рис. 16) изображена колхозница па фене широких просторов колхозного поля, взгляд ее направлен на правую часть картины, т. е. на окружающее ее и видимое зрителю пространство. Человеческая фигура в данном случае является единственным ярко выраженным объемом и наиболее тяжелым по силе тональным пятном. Казалось бы, что равновесие в прямом смысле отсутствует, потому что объем и вес человека перевешивают левую часть картины и тянут ее книзу. Попробуем считать, что равновесие установлено тональной пропорцией, т. е. что темному тональному пятну, определяющему изображение человека, противостоит значительно большее по занимаемой пло-шади более светлое тональное пятно - изображение окружающей его природы, которое и уравновешивает картину в целом Однако представим себе, что колхозница повернулась и направила свой взгляд в противоположную сторону, не в правую часть картины, а в левую ее часть (рис. 17).

Так как человек помещен не посередине картины, а в левой ее трети, взгляд его естественно обратится не на видимое зрителю пространство, а упрется в рамку изображения, и мы сразу почувствуем, что равновесие нарушено, что левая часть картины перевесит и сделает изображение неустойчивым, хотя все признаки тонального равновесия не нарушатся.

Из этого примера следует, что равновесие устанавливается




Рис. 16

не тональным решением, а в основном зависит от смысла и взаимодействия изображенных фигур и предметов. Если в первом случае равновесие наряду с правильной тональной поопор-цнен определялось восприятием главной фигуры в изображении, т. е. чело века, и по направлению его взгляда следовал и глаз зрителя, воспринимающий окружающее пространство, т. е. взгляд изображенного человека связывал зрителя с окружающим пространством, то во втором случае, когда взгляд главной фигуры (изображения обратился з пространство, не видимее нами, находящееся за рамками картины, то, что находится за спиной человека, от чего отвернулся человек, потеряло связь с ним, следовательно, утратило для зрителя интерес и стало лишним в изображении.

Представим себе, что в лицо человеку, взгляд которого обращен за рамку изображения, подул сильный ветер. Ветер этот стал развевать одежду человека в направлении пространства,от которого он отвернулся. Очертания развевающейся одежды создают направляющие линии, свидетельствующие о наличии ветра, и эти линии вновь заставляют глаз зрителя обратиться к пространству, находящемуся в правой части картины. Равновесие будет восстановлено на

этот раз благодаря вводу новой характеристики состояния природы- ветра (рис. 18). Направление взглядов изображенных людей или движущиеся в фотокадре объекты проведут незримые


Рие. 17


Рис. 18




Яндекс.Метрика