Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


линии, сюжетно и Смыслове- связывающие отдельные компоненты изображения, придадут ему цельность, устойчивость и таким образом уравновесят его.

Итак, мы видим, что равновесие, придающее изображению целостность и монолитность, достигается зрительными оптическими свойствами, подчиненными раскрытию смысла поведения изображаемых людей и их связи с окружающим, характеристике природы и людей, участвующих в изображаемом сюжете, реализующем тему в конкретной зрительной форме.

Как мы говорили выше, равновесие это не только и не столько устойчивость, образованная равномерным распределением предметов и тональных пятен, сколько смысловая завершенность и единство впечатления. Из этого следует, что равновесие в прямом смысле может быть и неустойчивым, а изображение будет завершенным и целостным.

Две работы Г. Зельма Парашютист и На ветру (иллюстрации № 21 и 22) являются наглядным примером равновесия и завершенности, достигнутых не равномерным распределением объемов в изображении, а смысловой связью изображаемых объектов с окружающим их пространством.

В Парашютисте направлением взгляда достигается связь правой части изображения, на которой изображен сам парашютист, с левой частью, заполненной только воздухом. Направляющие линии натянутых строп парашюта еще больше подчеркивают эту связь, усиливая впечатление движения и определяя его направление. Несмотря на отсутствие в этом кадре покоя, статики, изображение в целом завершенно и устойчиво.

Резкое противопоставление правой части изображения левой, т. е. объема человека пространству, в котором он движется, усиливает динамичность кадра. Изобразительное решение темы полностью вытекает из содержания, повествующего нам о полете, отваге, о преодолении стихии и о выполненном долге.

Во второй работе На ветру устойчивость и равновесие достигаются также благодаря смысловым компонентам, в данном случае благодаря ветру, развевающему ленты национального украинского костюма девушки.

Ленты, направляющие наш взгляд по потоку ветра, делают пространство за спиной девушки необходимым компонентом кадра, так как именно оно создает представление о состоянии природы. Несмотря на явный объемный перевес левой части изображения перед правой его частью, это изображение выглядит устойчивым и завершенным.

Таким образом, равновесие образуется из смысловой связи и взаимодействия изображенных предметов и фигур, их связи с окружающим пространством, выраженной технически через пропорциональное распределение больших и малых величии, через противопоставление тональностей изображаемых предметов и контрастов света и тени.



ОБЪЕКТ Д ФОН

При изображении различных событий, портретов людей, рабочих моментов производства и т. п. мы можем всегда говорить об объекте изображения и о фоне, на котором он изображен.

Установление правильного взаимодействия между фоном и объектом является необходимым условием равновесия и единства картины, необходимым условием ее целостного и гармонического восприятия.

Основную мысль, выраженную в произведении, несет на себе самый объект или взаимоотношения объекта с окружающей его в кадре предметной обстановкой. В том случае, если основой содержания является объект (как это бывает в портрете), фон, на котором он изображен, может быть нейтральным, не имеющим признаков реальной атмосферы. Но в большинстве случаев фон определяет место объекта в окружающей среде и его взаимосвязь с ней, а следовательно, он дополняет характеристику объекта и поэтому необходим для понимания основной мысли произведения. Фон помогает нам судить о месте, где происходит изображенное действие, о времени действия и, наконец, что является самым главным в реалистическом изображении, о связи изображенного объекта и его взаимодействии с реальной обстановкой, окружающей его. Фон в этом случае сюжетно связан с объектом и неотделим по своему смыслу от изображаемого объекта.

Фон может звучать в унисон с изображенным объектом, аккомпанировать и дополнять характеристику главной темы, но фон может также и контрастировать с объектом, и тогда решение темы будет определяться смысловым контрастом объекта и фона.

Представим себе изображение нищего на фоне темных жалких лачуг и трущоб капиталистического города. Фон здесь будет служить дополнительной характеристикой и звучать в унисон с объектом, помогая раскрытию темы. Представим этого же нищего, изображенного а фоне залитого ярким солнечным светом фешенебельного пляжа капиталистического курорта со всем его показным великолепием. Фон здесь будет противопоставлен объекту и смысловым контрастом еще больше подчеркнет обреченность и одиночество. В том и другом случае фон сюжетно связан с объектом и является его неотъемлемым компонентом.

Иногда мы встречаем фотографии, в которых люди и предметы изображены на фоне, никакого отношения к изображаемой теме не имеющем и не связанном по своему прямому смыслу или по своему смысловому контрасту с изображаемым объектом.

Объект изображается на таком фоне просто потому, что этот фон кажется автору красивым . Совершенно естественно, что в данном случае никакой взаимосвязи объекта и фона не достн-



гастся, и зритель недоумевает: о чем же, собственно, рассказывает автор, об объекте или о фоне?

Композиция изображения заключается в умении найти отвечающее содержанию произведения взаимодействие фона и объекта, используя для этого все средства и элементы изобразительной формы. Умение подобрать тональную гамму и пропорцию, умение соответственно осветить объект и фон помогают решению этой задачи.

Фон должен привлекать к себе внимание зрителя настолько, насколько это необходимо для характеристики и понимания смысла произведения в целом. Фон, так же как объект, должен иметь конкретную, предметную форму, дающую реальное представление об окружающей объект обстановке.

Предметы и фигуры, изображенные на фоне, должны дополнять основное сюжетное содержание, воспроизведенное в изображении, не сбивая, однако, зрителя, не заставляя его задумываться над тем, какие элементы изображения являются главными, несущими основную мысль произведения. Иначе внимание зрителя будет рассеиваться и основная мысль не будет прочитана.

Понятия объект и фон присущи не только изобразительному искусству, они присущи и музыке. В симфонических произведениях, например, ярко выраженная мелодия, несущая основную тему, звучит на фоне сопровождающих и дополняющих ее более тихих, как бы аккомпанирующих звуков.

В изобразительном искусстве взаимоотношения объекта и фена решаются зрительными элементами изобразительной формы. Тональность фона по отношению к объекту должна быть такой, чтобы она сосредоточивала внимание зрителя на объекте и помогала его восприятию. Правильное взаимодействие фона и объекта обеспечивает легкую читаемость объекта, расположенного на том или ином фоне.

Леонардо да Винчи в своем Трактате о живописи пишет по этому поводу следующее:

Фон, окружающий фигуру каждого предмета, должен быть темнее, чем освещенная часть этой фигуры, и светлее, чем ее затененная часть . Это соображение и является основным условием четкого и ясного восприятия изображения.

Если в изображении все компоненты будут одинаковы по своей зрительной выразительности, т. е. лишены какого-либо евстотонального акцента, притягательного для нашего глаза, то изображение будет однообразным, вялым, скучным, безжизненным, не определяющим основной мысли автора.

Всякое композиционное построение фотокадра предполагает такое изображение осознанной художником действительности, которое воздействовало бы на зрителя в желаемом для художника направлении, т. е. доводило бы до его сознания заложенную в изображении идею.




Яндекс.Метрика