Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Следовательно, художнику надлежит при построении композиции произведения найти тот светотональный акцент, который поможет зрителю сосредоточить свое внимание на главном объекте изображения.

Однако в фотографии мы часто видим, что фотохудожник, стремясь выделить объект, приводит фон к состоянию нерезкости, расплывчатости контуров, находящихся на фоне предметов, и затуманивает его настолько, что зритель теряет ощущение предметности и пространственности фона или затемняет его по отношению к объекту так, что зритель едва различает признаки реального пространства и окружающей жизни.

Объект, вырванный из реальной окружающей среды, потерявший связь с ней, перестает быть основным выразителем идеи произведения. Смысл произведения затуманивается.

Бакенщик (на Каме) Дм. Бальтерманца (иллюстрация № 23), обладая рядом положительных качеств, как, например, интересным выразительным сюжетом, эффектным евстотональ-НЫМ решением, страдает, к сожалению, существенным недостатком, заключающимся в том, что объект изображен на слишком обобщенном фоне. Мы не различаем пространства, на котором изображен бакенщик, не видим даже легких намеков на фактуру окружающей его воды, берега и неба.

Речь идет не о том, чтобы все это было ясно и отчетливо видно, а о том, чтобы зритель конкретно представил себе окружающую бакенщика обстановку. Ведь на фотографии изображен не портрет бакенщика, а бакенщик за работой, на реке, которая должна читаться несколько четче, чем в данной работе Дм. Бальтерманца. И несмотря на явно выразительное и интересное светотональное решение, большая, чем это в данном случае нужно, оторванность объекта от фона привела интересную работу художника к неполноценной реализации темы.

Художник не должен заменять схемой многообразие и конкретность реальной действительности, обобщая и схематизируя фон в своих произведениях

Стиль социалистического реализма советского искусства определяется широким и глубоким охватом реальной действительности, где все находится в движении, во взаимодействии, в определенных отношениях и связях людей с окружающей их конкретной предметной действительностью, в отношениях одних людей к другим людям.

Отсюда понятно, насколько важной является проблема взаимодействия объекта и фона в изобразительном искусстве. При помощи всех элементов зрительной формы, образующих композицию, следует искать такую зрительную гармонию и пропорцию, такие зрительные акценты, которые, способствуя восприятию объекта, способствовали бы также восприятию связей и отношений объекта с конкретной окружающей его действительностью.



о портрете в фотографин

Под портретом в изобразительном искусстве принято понимать изображение человека, его образ, воссозданный художником.

Для того чтобы создать художественный образ человека, надо показать его в таком состоянии, которое наиболее полноценно характеризует как физические черты, так и внутренний, духовный мир и свойства его характера.

Но изображение человека будет ярким и красноречивым лишь в том случае, если автор достаточно глубоко знает объект своего изображения в быту и в труде, если он не только увидел свой объект, но и глубоко рассмотрел его.

Художник-живописец, имея возможность длительно наблюдать и изучать объект портретирования, оказывается в более выгодном положении, чем художник-фотограф, так как, изображая объект, он не зависит от его состояния в определенный момент - портрет в живописи создается постепенно.

Фотохудожник находится в прямой зависимости от состояния объекта в момент, когда он находится перед объектизом фотоаппарата. Между тем объект, зная, что его снимают, почти всегда подсознательно позирует. Поэтому фотохудожник при съемке портрета должен найти для съемки такой момент, когда внутреннее состояние, которое наиболее соответствует раскрытию характера данного человека, выражено наиболее ясно и в то же время объект не напряжен, не сосредоточен на том, что его фотографируют.

Человеческое лицо изменчиво и подвижно, и под влиянием разнообразных причин, действующих на человеческую психику, оно может принимать в течение короткого времени множество различных выражений, часто меняющих формы лица.

Человек может находиться в состоянии покоя, приподнятости - подъема душевных творческих сил, и в состоянии апатии, усталости. Все эти состояния накладывают отпечаток на внешний облик человека, по которому в изображении мы и можем судить о внутреннем его, духовном мире.

Фотохудожник, создавая портрет, должен найти то самое непринужденное и жизненное выражение лица, которое характеризует изображаемый объект, и запечатлеть его.

Фотографический портрет документален и именно в документальности его основное качество. Техническая возможность проведения моментальной съемки раскрыла перед фотохудожником возможность изображения в портрете таких качеств объекта, которые одновременно с общей характеристикой будут передавать почти неуловимые моменты его душевного состояния. В этой



области фотография благодаря своей документальности имеет даже некоторые преимущества перед живописью или рисунком, где часто моментальный набросок не в состоянии передать то, что сделает моментальный снимок.

Поэтому в фотографин при съемке портрета следует практи-козать моментальную съемку. Удачные портреты получаются часто именно тогда, когда объект не знает о том, что его снимают, и находится в естественном состоянии.

Но для того чтобы найти состояние человека, которое будет характеризовать его, которое будет свойственным ему, найти неуловимое мгновение, в котором выразится наиболее ярко образ человека, фотохудожник должен знать, чувствовать н выбирать. Беглого, поверхностного взгляда на объект съемки далеко не достаточно для того, чтобы портрет стал художественным образом человека. Поэтому моментальная съемка - это только заключительный акт тзорческого процесса.

Человек может находиться в состоянии покоя - в статике, и в состоянии движения - динамике. Портрет может быть изображением человека в том или ином состоянии.

Изображение человека в статике не предполагает застывшего его состояния, оно должно быть также динамически выразительным. Во внешнем облике человека, находящегося в состоянии покоя, могут быть выражены потенциальные возможности его - подвижность, порывистость и иные человеческие свойства, мимо которых не должен проходить глаз фотохудожника. Все элементы изобразительной формы должны выявлять и подчеркивать в изображении эти человеческие качества, иначе изображение будет бесстрастным протоколом.

Умением вскрыть внутреннюю сущность изображаемого человека, способностью вызвать состояние, выражающее эту сущность, фотохудожник сможет придать портрету динамическую выразительность, и тогда его изображение приобретет необходимую одухотворенность.

Портрет человека в движении предполагает не столько изображение самого движения, сколько изображение внутреннего состояния человека, выраженного посредством движения. (Речь идет не о простом механическом движении, например беге или ходьбе, а о движении, вызванном внутренним состоянием и выражающим его.)

Чем такое движение будет более естественным и непосредственным, идущим от внутреннего состояния человека, а не от стремления принять красивую позу, тем оно будет выразительней.

Изображение людей, находящихся в движении, требует от фотохудожника умения выбирать для изображения наиболее выразительную и характерную фазу этого движения. Изображенная фаза движения должна давать представление об общем характере его, направленности и непрерывности. Фазы движения человека




Яндекс.Метрика