Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


могут быть характерными, основными и промежуточными, невыразительными и не определяющими характера движения в целом.

Если наблюдать движение дискобола, мечущего диск, то наиболее выразительным моментом этого движения будет мгновение, которое предшествует развороту вперед для броска диска, т. е. краткая остановка, во время которой меняется направление движения, или момент броска, когда диск едва отделяется от руки дискобола. Именно эти моменты в изображении смогут характеризовать действия дискобола, ибо они являются моментами наибольшего напряжения и накопления сил.

Тот же дискобол, изображенный в моменты промежуточные, покажется нам вялым, недвижущимся.

То же можно сказать о идущем или бегущем человеке. Наиболее выразительной фазой движения бегущего или идущего человека будет тот момент, когда нога поднята, и следующее движение будет не продолжением предыдущего, а опусканием ноги вниз.

Иллюстрация № 24 Нина Думбадзе (М. Альпсрт) является примером правильно найденного момента движения. По изображенной фазе, являющейся моментом наибольшего напряжения и накопления сил, мы можем судить о характере и силе последующего движения.

Если же движущийся человек будет изображен в то мгновение, когда его ноги едва успели оторваться от земли, то он покажется нам неестественным, застывшим.

Иллюстрация № 25 показывает снимок, в котором не найдена характерная фаза движения, из-за этого прыгун кажется не движущимся, а повисшим в воздухе в странном положении.

Умение находить наиболее характерные и выразительные фазы движения особенно необходимо фотохудожнику при документальной съемке.

При изображении людей в процессе труда, на производстве, умение найти наиболее выразительные фазы производственных движений сделают изображение выразительным и живым, правдиво характеризующим человека и его труд.

Следовательно, каждое движение человека может быть изображено динамически насыщенным, активным и выразительным или статичным, невыразительным, зрительно пассивным.

Непосредственное и разностороннее знание и наблюдение действительности поможет определять в каждом отдельном случае наиболее выразительный и активный момент движения.

По методу подхода к объектам съемки фотопортреты можно подразделить на организованные и жанровые, документальные.

Первый метод предполагает, что портретист в соответствии со своим композиционным замыслом располагает снимающийся объект перед объективом своего аппарата, освещает его, выявляя И подчеркивая светом те или иные черты лица, подбирает тональность фона, если фон нейтральный, или выбирает фон,



дополняющий характеристику, находит наиболее выразительное положение для данного объекта и, наконец, выбирает или сам стремится вызвать выражение лица и состояние, наиболее характерное для объекта, после чего производит съемку.

Второй метод заключается в изображении человека в действии, труде, движении, т. е. в подлинной жизненной обстановке. Здесь фотохудожник может выбирать то действие, которое наиболее свойственно данному объекту и наиболее полно его характеризует и изображает. Композиционное решение будет в данном случае определяться выбором точки видения объектива и выбором для съемки момента, когда внешнее состояние лица и движение находятся в соответствии с точкой зрения фотохудожннка на изображаемый объект.

Возможно еще создание портрета-корреспонденции, когда фотокорреспонденту необходимо снять, например, участников конгресса мира во время заседания конгресса. Естественно, что в данном случае фотокорреспондент не имеет возможности предварительно познакомиться с объектом своего изображения и изучить его, поэтому выбор момента съемки и точка видения объектива будут в данном случае являться единственными композиционными возможностями.

Выбор точки видения предполагает и выбор фона, на котором изображается объект, и его связь с этим фоном.

Моментальная съемка создаст характеристику человека в данной конкретной обстановке, что и является основной целью и задачей такого рода корреспондентского портрета.

Портрет только тогда будет представлять ценность и нести в себе общественно полезную функцию познания человека, если в нем будут изображены индивидуальные его черты, подчеркнуты свойственные именно данному человеку особенности. Ведь среди миллионов людей мы не можем найти двух абсолютно одинаковых. И в портрете должно быть выражено именно то, что отличает одного человека от другого. С другой стороны, наряду с индивидуальными признаками мы должны судить по портрету о типичности объекта, о характере его деятельности, о его социальной принадлежности. Объект, таким образом, должен быть изображен в своей типичности и неповторимости. И только тогда он поможет зрителю в познании многообразия человеческих личностей.

Советскую землю населяют люди, активно и творчески строящие коммунизм, строящие экономическую, политическую и культурную жизнь нашей страны. Это новые, свободные люди. И в индивидуальных чертах изображенного советского человека зритель должен видеть типичные черты нового человеческого характера.

Характеристика объекта в портрете будет только тогда полноценной, если в ней, помимо индивидуальных свойств и физических качеств данного конкретного человека, будет показано и от-

. I Екель-шк



ношение этого человека к другим людям, к реальной действительности и связь его с этой действительностью. Причем эта связь не обязательно должна быть выражена определенными предметами, пространством или людьми. Объект может быть изображен и на нейтральном фоне, но по внутреннему состоянию человека, отражаемому через его внешний облик, зритель должен судить об этих связях и о месте человека в обществе.

Рабочие, крестьяне, интеллигенция в СССР сами стали хозяевами и творцами жизни. Они - активные участники хозяйственного строительства, организаторы деятельности советского общества. И по каждому изображению советского человека мы должны судить о деятельности этого человека, видеть в его облике то, что определено его принадлежностью к советскому обществу.

В изобразительном искусстве мы различаем два вида портретов, рознящихся между собой по цели, которую преследует художник.

Первый вид определяется стремлением воспроизвести в изображении конкретного человека, с именем и фамилией, со всеми типическими и характерными его особенностями. Объект, таким образом, не выбирается, а определяется заранее, и художник направляет все свои изобразительные средства на характеристику конкретного лица, стремясь выявить все его индивидуальные черты наряду с выявлением социального облика.

По таколф портрету зритель должен судить о характере и особенностях данного лица и его отношении к другим людям и к реальной действительности.

Второй вид направлен на изображение не конкретного лица с именем и фамилией, а обобщенного образа, представителя какой-либо из общественных групп людей, различных по роду своей деятельности в человеческом обществе, как, например, портрет колхозника, портрет воина и т. д.

Если задача второго рода у художника-живописца облегчается возможностью изобразить в чертах одного человека черты многих виденных им ранее людей и создать, таким образом, обобщенный образ человека, несущего в себе все характернее особенности и черты конкретной общественной группы и социальную характеристику этой группы, то для решения такой задачи фотохудожнику нужно найти конкретного человека, наиболее характерного и типичного для выражения черт, присущих данной группе людей, найти наиболее характерное состояние этого человека и изобразить его, направляя все на выявление качеств и характеристики той группы, представителем которой он является.

Таким образом, как в первом, так и во втором случае художник выявляет наряду с типическими индивидуальные черты человека, определяя его отличие от других людей, его конкретность и неповторимость.




Яндекс.Метрика