Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Чем более широкий и обобщенный образ стремится изобразить художник, тем более яркую и выразительную но своим индивидуальным качествам и тем более неповторимую личность он должен изобразить.

Но в первом случае по изображению мы судим об образе одного человека и его социальной характеристике, а во втором - об образе и характере группы людей.

Портрет не является изображением только человеческого лица. В понятие образ человека входит не только лицо и даже не только вся человеческая фигура, но и фон, на котором она изображена. Мы говорим подробно о человеческом лице потому, что оно является главным в изображении человека и выражает в основном все характерные и отличительные особенности человека. Однако и фигура и руки могут дополнять характеристику. Поэтому фотохудожиику отнюдь не обязательно ограничиваться изображением головы и лица.

Фон, как мы уже говорили, может быть нейтральным, тогда он выполняет пространственную изобразительную функцию, помогая воспринимать объект пространственно, и только тонально дополняет изобразительную характеристику. Если же фон состоит из реального пространства, с реальными предметами, то он несет уже смысловые функции, дополняющие характеристику объекта.

Применение того или иного фона должно соответствовать характеристике объекта и дополнять ее, ни в коем случае не выполняя чисто формальной декоративной функции.

Человеческое лицо не может являться поводом для демонстрации тех или иных световых эффектов. Если при портрети-ровании ищут вместо присущей объекту тональности случайные эффектные рефлексы и блики, если вместо правдивой характеристики объекта изображение загромождается чуждыми объекту деталями фона и световыми пятнами, то затемняется основной смысл изображения и самое ценное в изображении - образ человека-теряется в нагромождении поверхностных зрительных эффектов.

На иллюстрации № 26, изображающей женщину из автономной Хакасской области, мы видим пример поверхностного, так называемого этнографического портрета.

Стремясь определить национальные черты, присущие данной народности, автор ограничился тем, что разработал и воспроизвел в своем изображении все подробности пестрого национального костюма, благодаря чему главный зрительный акцент сосредоточился не столько на лице объекта, сколько на пестром платке и причудливом, расшитом белыми пуговицами нагруднике.

Увлечение автора второстепенными подробностями костюма при отсутствии даже попытки к какой-либо характеристике объекта привело к тому, что внимание зрителя приковывается о основном к костюму. Лицо объекта, изображенное с сильно

и- 67



прищуренными, почти закрытыми глазами, лишено выражения. Густота и насыщенность тонов придают изображению совершенно несоответствующую содержанию объемность, тяжесть и напряженность.

В различных американских изданиях мы можем видеть, до какой степени украшательство, изощренность поз, костюмов, рассчитанные на мгновенный эффект, стирают вообще какие-либо жизненные человеческие черты объекта изображения; яркие пятна света на фоне, костюмы, изощренные позы, раккурсы привлекают на мгновение внимание своей броскостью, но представления о человеческой личности совершенно не дают. Целью таких произведений является главным образом пошлая реклама. Они искажают реальную действительность, покрывают ее завесой лжи и лакировки.

Советский фотохудожник должен изображать человека, !не занимаясь ложной лакировкой. Только правдивые изображения будут обогащать познание человеком окружающей его действительности.

В профессиональной фотографии при создании так называемого бытового портрета, к сожалению, еще часто можно встретить стремление фотографов украсить объект изображения и придать ему неприсущие и нехарактерные для него свойства. В большинстве случаев мы видим еще в бытовых портретах напряженность застывших поз, неестественность улыбок и мертвящую ретушь, которая лишает человеческое лицо фактурности и превращает его в гладкую светлую маску. Различные по характеру липа освещают стандартным, раз навсегда установленным светом, который не способен передать различие и многообразие индивидуальных черт человеческого лица. Изображения в итоге получаются похожими друг на друга и часто не передают даже элементарного сходства.

Профессиональной портретной фотографии нужно как можно скорее отделаться от такого вида ремесленничества и рутины и освоить методы настоящего художественного мастерства, не заменяя их стандартом.

Портрет, являясь художественным образом человека, требует правдивой трактовки его индивидуальности, раскрывающей все особенности данной конкретной личности. Следовательно, и изобразительные средства, которыми пользуется фотохудожник при создании портрета, должны быть так же различны, как различны человеческие липа.

Фотохудожннк должен организовать взаимодействие всех элементов изобразительной композиции так, чтобы оно способствовало правдивой и действенной характеристике объекта.

Светом он может найти наиболее правильную и выразительную лепку форм данного лица и выделить в нем то, что, по мнению фотохудожннка, является наиболее характерным для дан-



ного человека. Точкой видения объектива он может подчеркнуть линейные очертания форм человеческого лица и найти наиболее характерные и выразительные линии его.

Свет, моделируя формы лица, может сделать их в изображении мягкими, расплывчатыми или, наоборот, четкими, твердыми и скульптурными.

Фактура человеческого лица, ощущение материальности его, должно обязательно дополнять характеристику объекта, придавая ему правдивость и жизненность. Отсутствие фактуры, зализывание ее ретушью делает изображение анемичным и превращает человеческие лица в безжизненные маски. Светом можно сглаживать дефекты кожи, не имеющие значения для характеристики данного лица, но фактура лица должна быть сохранена в изображении во что бы то ни стало.

В зависимости от характера изображаемого объекта фотохудожник выбирает и характер освещения.

Пластичность форм человеческого липа достигается в изображении градацией светотени и направлением основного источника света. В большинстве случаев для съемок портрета применяется основной свет, направленный немного сверху и расположенный против и под соответствующим углом к объекту съемки; такое направление света менее какого-либо другого искажает формы лица и передает его наиболее правильно. Однако этот распространенный прием отнюдь не является обязательным. Всегда существуют особенности, зависящие от каждого конкретного случая.

Когда объект и фон одинаковой тональности, применяется контурное освещение источником, расположенным сзади объекта. Источник света, образующий контурную световую линию, тем самым отделяет объект от фона и придает изображению про-странственность.

Несмотря на то, что нижний свет, как принято считать, искажает формы лица, а боковой слишком подробно рисует фактуру, в любом случае можно пользоваться и тем и другим светом, если это помогает характеристике объекта.

Для того чтобы выявить с максимальной четкостью и выразительностью образ человека в портрете, фотохудожнику не обязательно одинаково подробно и акцентированно передавать черты лица и все складки костюма или галстука. Он должен выявить наиболее выразительно лишь основное, обобщив мало существенные детали так, чтобы второстепенные элементы не засоряли внимания и не мешали восприятию основного в портрете.

Должно быть сделано все для того, чтобы характер, человеческие свойства, духовный мир проявились в облике человека и чтобы каждая внешняя деталь характеризовала внутреннюю сущность человека.




Яндекс.Метрика