Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Не следует поэтому приукрашивать действительность, а следует полней и глубже раскрывать в изображении ее ведущие основные стороны.

Наиболее распространенным объектом для советского портретиста является простой советский человек, поднявшийся к высотам общественной и интеллектуальной деятельности.

В портрете должна быть передана красота советского человека. Красота проявляется наряду с гармонической пропорциональностью черт лица еще и в уме, мужестве, упорстве, смелости, честности и любви, которые находят свое выражение во внешнем облике человека.

Показать эти качества советского человека является первостепенной задачей фото портретиста.

Портрету советского человека не присущи и не свойственны кичливая парадность, показная импозантность позы. Отличительной чертой советского человека является скромность и простота, и в портрете следует передать эти черты его характера, его решительность, сознание своего долга и внутреннего своего достоинства.

Фотохудожнику, работающему над портретом, никогда не следует забывать слов товарища Сталина о том, что каждый советский человек стоит на голову выше любого высокопостав-ленного представителя капиталистического мира.

Тысячи фотокорреспондентов - мастеров фотоискусства и фотолюбителей - стремятся отобразить в своих работах жизнь .и деятельность советских людей и запечатлеть образ нового, советского человека. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо стремиться к абсолютной органичности избранной формы содержанию произведения и к высокому качеству своего мастерства.

примеры портретных композиций мастеров советской фотографии

Новые нормы общественного поведения, новые масштабы деятельности советского человека, новые великие его планы ставят новые ответственные задачи перед советским фотохудожником.

Лучших мастеров советской фотографии всегда особенно привлекала и волновала задача изображения великих вождей пролетарской революции.

Облик великого Ленина запечатлелся в сознании советского народа таким, каким он был показан в фотопортретах, и именно эти Фотопортреты послужили материалом для последующего воссоздания образа Ленина в живописи и кино.



Фотографические портреты В. И. Ленина, снятые П. Оцупом, М. Напсльбаумом и Г. Голдштейном, являются большой исторической и художественной ценностью.

С глубоким творческим волнением мастера советского фотоискусства запечатлевают любимый облик гениального вождя народов товарища Сталина.

Фотографии товарища Сталина, снятые П. Шагиным и М. Калашниковым, являются яркими произведениями советского фотоискусства.

Мастера советского фотопортрета при изображении советских людей пользуются разнообразными художественными приемами и методами. В многообразии и богатстве художественных приемов раскрывается творческая индивидуальность каждого из этих мастеров.

Работы фотохудожника Г. Вайля всегда организованные, продуманные композиции, в которых автор со свойственной ему глубиной находит наиболее жизненные и выразительные черты характера объекта съемки.

Портрет прославленного летчика Героя Советского Союза Валерия Чкалова (иллюстрация № 27) характерен исключительной простотой композиции, строгой продуманностью изобразительной формы.

Ничего лишнего! Мужественный, умный, простой и сосредоточенный стоит перед нами Чкалов. Только одна деталь в кадре - трубка - привычный спутник полетов и мечтаний. Таков облик любимого героя советского народа, таким запомнили его миллионы сограждан, таким вошел он в историю подвигов и славных дел советского народа.

Приводимые вслед за портретом Чкалова портреты академиков Скрябина и Крылова (иллюстрации № 28 и 29) взяты из серии Лучшие люди науки , над созданием которой автор работал на протяжении многих лет.

Чрезвычайно интересно привести отрывки из высказываний известных художников-живописцев и искусствоведов, оценивающих эти работы:

Портреты академиков выполнены с большим художественным вкусом и мастерством. Мне как художнику-искусствоведу особенно хочется отметить умение мастера найти в каждом портрете наиболее характерные черты, умение прекрасно построить композицию...

...Лучшим фотопортретом на выставке бесспорно является портрет академика А. И. Крылова, который с полным основанием можно рассматривать как произведение подлинного искусства. Академик И. Грабарь .

(Портреты академиков. Газета Правда от 23 июня 1943 г.).

Художественная фотография находится обычно вне поля зрения искусствоведов и художественных критиков. Отнг.ко выставка портретов академиков, созданная фотохудожником Г. Вай-



лем и показанная в дни юбилейной сессии Академии наук в Большом театре, - явление подлинного искусства.

Мне не довелось до сих пор видеть с^ютопортреты, в такой степени доведенные до уровня художественных произведений.

Композиция, трактовка, психологическая характеристика каждого портрета делают эту выставку значительным событием в области портретного искусства. Академик И. Орбели .

(Мастер фотопортрета. Газета Советское искусство от 13 июля 1945 г.).

В портретах академиков с^отохудожник показал типические образы представителей передовой русской интеллигенции, показал обаяние и глубину интеллекта советских ученых. Лица ученых облагорожены долгими годами вдохновенного творческого научного труда и согреты чувством любви к науке, к Родине, к человеку.

Академик Скрябин изображен в непринужденной позе сидящим в кресле. Выразительные руки, поворот головы и прищуренный взгляд рассказывают о пытливости ума, о внимании и большой любви к человеку.

Портрет академика Крылова отличается цельностью тонального решения. Выразительная пластичность форм лица, прекрасно переданное серебро волос, мягкая фактурность кожи, темный, строгий, ничем не отвлекающий фон, - все это глубоко и проникновенно раскрывает зрителю образ ученого.

Портретные работы А. Штеренберга также являются специально организованными композициями. Они отличаются высоким художественным вкусом автора и умением найти и передать глубокую психологическую характеристику своего объекта.

Портрет скульптора Коненкова (иллюстрация №' 30), смотрящего на нас глубоким и острым взглядом художника, чрезвычайно динамичен, несмотря на то, что скульптор изображен в момент полного покоя. Поворот головы, острый взгляд, нервные выразительные руки рассказывают о неугасимом творческом горении художника.

Портрет отличается глубиной индивидуальной характеристики. Точная и выразительная пластика форм лица, тональное соотношение одежды, фона и лица помогают фотохудожнику добиться той глубоко жизненной правдивости, которая сразу привлекает внимание зрителя.

В портрете народного художника СССР К. Ф. ЕОона (иллюстрация № 31) мы видим ту же строгую манеру выполнения и глубину психологической характеристики. Прекрасно переданная пластика форм головы и черт лица, выразительный блеск глаз, правильно найденное освещение ярко характеризуют образ художника во всех его индивидуальных чертах.

В портрете Анри Барбюса работы А. Штеренберга (иллюстрация № 32) мы видим, как стремится автор передать в своей




Яндекс.Метрика