Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


работе особенности характера портретируемой натуры. В портрете ясно чувствуется глубокое умение использовать многообразие изобразительных средств фотографии для создания проникновенного образа.

Великий писатель, пламенный борец за лучшие идеалы человечества Анри Б арб юс естественно не нуждается в каком бы то ни было приукрашивании и идеализации, и задачей художника было изобразить писателя правдиво, во всей его жизненной конкретности.

В работе А. Штеренберга с большой проницательностью и глубиной раскрыто внутреннее духовное богатство Барбюса. Свет мягко моделирует черты липа, выделяет характерные его особенности - лоб мыслителя, мягкую улыбку и выразительные скульптурные формы. Так же как и предыдущие работы А. Штеренберга, портрет отличается строгостью тонального решения.

Творчество наших мастеров фоторепортажа показало, что и в их работах фотопортрет поднимается до уровня высокого искусства.

По трем работам С. Фридлянда мы можем судить, насколько серьезно и вдумчиво подходит художник к изображению того или иного лица, как в соответствии с характеристикой мастер выбирает фон и как освещает свои объекты.

Мы видим, как автор внимательно вглядывается в черты лица и в своем изображении исходит из особенностей и характеристики портретируемой натуры.

Портрет Героя Социалистического Труда забойщика Филимонова (иллюстрация № 33) - не только документальное изображение внешности портретируемого, он передает многообразие чувств, мыслей и индивидуальных черт его характера.

Мы видим лицо скромного, задумчивого, строгого человека. Портрет решен в темных, сдержанных тонах, отвечающих характеристике объекта. Герой изображен на темном обобщенном фоне. Лицо его является в портрете самым светлым пятном И на нем сосредоточивается внимание зрителя. Умное, волевое, строгое лицо. Руки притемнены, чтобы не вносить излишней пестроты в строгое изображение. Костюм забойщика и лампа дополняют характеристику.

Светотональное решение, цельное и строгое, способствует восприятию образа самоотверженного и сознательного бойца за уголь.

Яркой противоположностью светотональному решению портрета забойщика Филимонова является портрет депутата Верховного Совета СССР Героя Социалистического Труда председателя колхоза Большевик Ага Юсуп Алиева (Туркменская ССР) (иллюстрация № 34). Ага Юсуп Алиев изображен в спокойной позе, как бы на отдыхе Четкой моделировкой автор порт-



рста выявляет энергичный облик колхозного организатора и национальную характерность лица.

Все изображение залито яркими лучами солнца, образующими мягкие, прозрачные тени на светлой стене, на фоне которой изображен портретируемый.

Строгость изображения, аналогичная строгости первого портрета, отсутствие лишнего, засоряющего внимание, ясность и простота форм характеризуют и эту работу.

С большим вкусом и пониманием того, что он изображает, автор позволяет себе для равновесия и устойчивости изображения поместить в левой его части тень от листвы, являющуюся не только уравновешивающим декоративным пятном, но и фактором, определяющим характер источника света, в данном случае яркого знойного солнца Туркмении.

Лауреат Сталинской премии народная артистка СССР Турчанинова (иллюстрация № 35) изображена во весь рост сидящей в кресле. Моделировкой форм лица автор передаст богатство внутреннего мира талантливой актрисы и общественного деятеля.

Выразительно найденная тональная пропорция, спокойный фон с легкими световыми пятнами делают изображение воздушным и легко читаемым. Картины, висящие на стене (фон), обобщены настолько, что не отвлекают внимания зрителя; в то же время эти картины свидетельствуют о любви Е. Турчаниновой к живописи.

Общая светлая гамма изображения подчеркнута вводом темного кресла, благодаря которому сохранена зрительная целостность изображения. Тонкие светотональные переходы в светлой гамме приобретают благодаря контрасту с темным креслом еще более яркое звучание.

Так выглядят передовые люди нашей страны в изображении фотохудожннка С. Фридлянда.

Мы видим, что в этих портретах со всей полнотой проявилась индивидуальная творческая манера художника, его стремление к подчинению всех элементов изобразительной формы внутренней характеристике изображаемых людей.

Портрет мастера хлопка Героя Социалистического Труда За-мнры Муталовой работы Б. Кудоярова (иллюстрация № 36) привлекает своей выразительной четкостью и скульптурностью.

Замира Муталова изображена Кудояровым на фоне неба, освещенная ярким солнцем. Благодаря прекрасно переданной фактуре кожи, скульптурной моделировке форм лица, прозрачности теней смуглое лицо девушки приобрело выразительную пластичность.

Мы видим, что четкость, скульптурность портрета продиктованы автору самим лицом Замиры Муталовой, в котором видна упрямая воля и сознание важности долга, к выполнению которого ее призвала Родина.



Наряду с правильно переданными чертами лица узбекской девушки портрет Замиры Муталовой характерен тем, что он воспринимается как изображение передовой девушки страны социализма. Героя Социалистического Труда.

Портрет киргизской девушки М. Лльпсрта (иллюстрация № 37) трактуется автором как обобщенный образ.

Объектом изображения является молодая киргизская девушка со смуглым лицом, еще не потерявшим обаяния детской свежести, с веселой, радостной улыбкой рассказывающей нам о счастливом труде и светлой жизни киргизского народа. Выразительный и своеобразный национальный головной убор подчеркивает ее характерные национальные черты и придает изображению еще большую выразительность.

Групповой портрет - семья Героя Вартана Аршба (Абхазия)- того же автора (иллюстрация № 38) является чрезвычайно интересной попыткой преодолеть сложность построения группового портрета.

Автор смело и интересно подошел к выполнению своей задачи, расположив героев на фоне прекрасного абхазского пейзажа, за столом, в изобилии уставленным плодами, рожденными на плодородной грузинской земле.

Когда зритель смотрит на это изображение, на многообразный прекрасный пейзаж, на энергичных веселых людей, безыскусственно расположенных за столом, уставленным сочными плодами, у него являемся непреодолимое желание увидеть солнечный край и его жизнерадостных, энергичных и хлебосольных людей.

Пейзаж и изобилие яств на столе являются выданном случае не декоративными факторами, украшающими изображение, а органическими элементами композиции, дополняющими характеристику портретируемых и определяющими род их деятельности.

Семья Вартана Аршба изображена не в повседневной трудовой обстановке, а в торжественный момент, невидимому в праздничный день. Они одеты в национальные костюмы, со всеми знаками отличия на груди.

Несмотря на то, что портрет этот явно организован, мы не видим здесь напряженности позирующих перед объективом людей. Простота и обаятельность сдержанных улыбок, свободные выразительные положения, в которых изобразил автор героев, исключают всякие намеки на фальшь и неестественность. Наполненные бокалы рассказывают нам об обильном урожае, об удовлетворенности выполнением долга перед Родиной и отдыхе после трудов. Пейзаж воссоздает прекрасную природу солнечной Абхазии.

Большой интерес представляет работа Г. Петрусова Кабардинская девушка (иллюстрация № 39).

Автором схвачен и изображен выразительный момент движения девушки, подчеркнутый развевающейся от ветра шалью.




Яндекс.Метрика