Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Композиционно фигура помещена в правой половине кадра и уравновешивается летящей от ветра одеждой.

Развевающаяся одежда подчеркивает движение фигуры, преодолевающей упругость воздуха, и создает впечатление силы и устойчивости ее.

Тональное решение и моделировка фигуры и лица светом находятся в полном соответствии с темой. Мы ясно видим гордую, с улыбающимся лицом, уверенно идущую спокойным шагом девушку.

При взгляде на Таджикскую студентку О. Кноринга (иллюстрация № 40) зритель сразу ощущает, что портрет сделан не равнодушным, бесстрастным художником, а мастером, искренно взволнованным величием сюжета. В своей героине автор нашел воплощение типа раскрепощенной девушки солнечного Таджикистана.

Портрет О. Кноринга рассказывает нам, как духовно растет и тянется к высотам знания молодежь советского Таджикистана: весь облик девушки свидетельствует о том, что некогда угнетенный полудикий народ стал сейчас в культурно-экономическом отношении неизмеримо выше представителей любой капиталистической державы.

Портрет академика Павлова работы Я. Халипа (иллюстрация № 41) является образцом документального жанра в фотографин. Великий ученый изображен в движении.

Найденное автором мгновение для съемки удачно; в портрете переданы пытливость ума, жизненная энергия непреклонного борца науки, его мягкий юмор. Академик Павлов выразительно освещен, фигура помещена на обобщенном фоне, дополняющем пространственную характеристику объекта.

Работа Э. Евзерихина Горький на совещании (иллюстрация № 42) также относится к документальному жанру. Автор изобразил великого писателя вдумчиво слушающим чью-то речь. Простота и непринужденность позы и внимательный взгляд воссоздают образ писателя, простой и обаятельный.

Изобразительное решение всецело соответствует задаче, поставленной содержанием.

Приведенными примерами далеко не исчерпываются достижения советского фотоискусства в области портретного жанра.

Но и эти немногочисленные примеры с большой убедительностью свидетельствуют о том, что мастера советского фотоискусства в области портретного жанра смогли добиться значительных успехов.

Преодолев поверхностное, внешнее отношение к изображаемой теме, они сумели найти выразительные средства, необходимые для передачи в изображении яркой интеллектуальности, спокойствия, уверенности и высоких моральных качеств людей Сталинской эпохи.



фотопейзаж и фотоочерк

Пейзаж в изобразительном искусстве принято понимать как художественный образ природы.

Пейзаж может быть и основной темой изображения и фоном, на котором изображены события с участием людей.

Органическое слияние пейзажа с изображаемыми на его фоне событиями часто мешает рассматривать пейзаж как особый жанр в фотографии, а между тем в первые годы развития фотографии ее мастера, стремясь к утверждению своего искусства, использовали именно пейзаж для доказательства того, что фотография самостоятельное изобразительное искусство.

Заметим только, что самобытность фотографии доказывалась ими отнюдь не самобытными приемами; явно подражая импрессионистам, они изображали в своих пейзажах природу обособленную, независимую от происходящих в действительности событий. Грустный лирический пейзаж, так называемый пейзаж с настроением , созданный при помощи мягкорисующей оптики, преобладал в то время в художественной фотографии.

Небрежность распределения в рамке кадра, преувеличенность световых эффектов, смягчение и расплывчатость контуров создавали впечатление эскизности выполнения и выдвигались как признаки подлинного искусства и живописности фотопейзажа. Основная задача таких изображений сводилась к воспроизведению световых эффектов, а природа и окружающая реальная действительность рассматривались лишь как повод для приложения их.

Достаточно вспомнить бесконечно повторяющиеся эффекты закатов на море, лунные дорожки на воде, снятой против света, черные кипарисы над морем, изображенные в подражание Бек-лину, или серые расплывчатые изображения, сделанные по способу бромойль, чтобы нам стало ясно, что вместо жизни зрителю преподносились холодные, лживые изображения, извращающие действительность и никакого представления о природе не дающие.

С развитием советской печати выросла фотография, являющаяся ее неотъемлемым спутником; в фотографии, предназначенной для печати, от каждого изображения требовалась конкретность. В надписях, предпосылаемых фотографиям, напечатанным в прессе, следовало указывать, кто изображен на них, где и когда свершались показываемые события. С той поры абстрактные пейзажи с настроением ушли из советской художественной фотографии в область прошлого.

Итак, изображение природы в фотографии (пейзаж) должно иметь конкретность. Фотограф, стремясь запечатлеть определенную местность, передать определенное состояние природы в этой



местности, стремится к созданию художественного образа данного края - города, села.

Создание образа требует сохранения индивидуальности места, портретности, т. е. сохранения наиболее ярких индивидуальных характерных особенностей данного пейзажа.

Часто встречающиеся работы фотографов, изображающие реки с надписями На Волге , Голубой Дунай и т. д., не достигают своей цели, ибо мало чем отличаются друг от друга. Они могут быть различны по тону, по свету, по точке съемки, но в том и в другом случае изображены вода и безликие берега.

Очевидно, недостаточно предпослать надпись На Волге для того, чтобы определить конкретность пейзажа. В самом изображении должны быть органические элементы, определяющие его конкретность.

Выразительные волжские берега, характерные волжскнз суда, силуэты того или иного города на Волге определят именно те признаки, благодаря которым Волга отличается от Дуная. В самой фактуре воды найти эти признаки невозможно.

Все то, что изображено в фотографии, является не вымыслом фотографа, а конкретной действительностью, существующей или существовавшей перед объективом фотографического аппарата. Однако эта конкретность должна быть выражена в фотокадре не протокольно, а с выявлением всех индивидуальных особенностей, характеризующих пейзаж и, следовательно, создающих портрет - художественный образ природы.

Для осуществления этих задач мастер фотографии использует все возможности изобразительной формы: выбирает наиболее выразительное линейное построение пейзажа, освещение и тональное построение, выявляющие форму и рельеф местности, и. наконец, находит для съемки то состояние природы, которое с наибольшей силой подчеркивает замысел произведения. Зритель по изображению должен ощутить время года, суток, уловить географические и национальные признаки пейзажа.

Следует ясно помнить, что зритель в фотографии интересуется не световыми пятнами и линиями, а конкретными познавательными образами Родины, ее природы и нашей советской действительности. Фотография в большей мере, чем какое-либо другое искусство, способна удовлетворить широкие эстетические запросы советских людей, поэтому пейзаж в фотографии должен помочь зрителю, стремящемуся познать и увидеть красоты нашей Родины и колоссальные изменения, которые происходят в природе и жизни в результате социалистического строительства.

Наряду с существованием в фотографии пейзажа как образа природы пейзаж, как мы указывали выше, является также очень важным органическим элементом каждого изображения, снятого на натуре. При наличии в пейзаже человеческих фигур основное его значение как средства изображения природы сохраняется до




Яндекс.Метрика