Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


тех пор, пока фигуры людей дополняют картины природы. Если же люди выдвигаются на первый план и занимают доминирующее Положение, пейзаж становится фоном, дополнением.

Наше строительство, жизнь и быт колхозов, преобразование природы, естественно, выводят мастера фотографии из замкнутых помещений на площади городов и сел, на стройки заводов, в поля; пейзаж в подобных изображениях имеет существенное значение, являясь уже не случайным декоративным и живописным фоном, а органически неотъемлемым компонентом, помогающим раскрытию содержания фотокадра.

Пейзаж, изображающий красоту природы необъятной нашей Родины, точно так же как пейзаж, являющийся только одним из компонентов изображения, требует углубленного, продуманного подхода мастера фотографии как при выборе местности, наиболее характерной для раскрытия данной темы, так и при отборе изобразительных средств, необходимых для ее реализации. Выбор местности не может быть ограничен только определенным географическим признаком ее; необходимо нахождение того состояния природы, при котором найденные индивидуальные признаки будут выглядеть наиболее выразительно.

Состояние природы в момент с^ютографирования, время года и суток, освещение солнечное или пасмурное, дневное или искусственное определят настроение, которое вызовет у зрителя пейзаж. В том случае, когда пейзаж является одним из компонентов изображения, состояние, в котором изображена природа, должно дополнять основную характеристику изображаемого события.

В фотографии возможны пейзажи, передающие именно состояние приреды - лирические, поэтические. Таким фотокадрам обычно всегда предпосылается надпись, как бы документирующая изображенное в кадре, как, например, Восход солнца на Каме , Утро на Волге и т. п. Здесь, естественно, главной темой является не изображение конкретной местности или края со всеми их индивидуальными особенностями, а показ состояния природы, характерного для данной местности.

В таких кадрах наряду с материальным, вещественным изображением природы фотохудожник сосредоточивает свое внимание также на выборе условий освещения и атмосферного состояния и выявлении их взаимодействия с изображаемым в пейзаже пространством и предметами.

При решении таких задач умение выразить мироощущение советского человека, его жизнеутверждение и оптимизм, а не преклонение перед таинственными силами природы, направит работу в нужное русло. Время устрашения человека таинственными силами природы миновало. Наш зритель хочет видеть изображения ясные, полные радости созидания и солнечного света.

Жизнь и красоту окружающего нас мира, часто не замечаемую нами в спешке повседневных дел, показали многие советские фотохудожники в своих работах.



В пейзажах советских фотохудожников преобладают активные, бодрые настроения. Советская фотография отходит от отвлеченного пейзажа, так называемого пейзажа с настроением для того, чтобы показывать, как под влиянием человека созидателя, творца преобразуется и расцветает наша советская Родина.

В отличие от старых изображений, рисующих стихийные явления природы обычно в темных, мрачных тонах, работа И. Шл-гина Перед грозой (иллюстрация № 43) насквозь жизнерадостна. Автор показывает радостную, нужную грозу, грозу, которая прольется освежающим дождем на жаждущие поля. В изображении прекрасно переданы ощущение солнца, закрытого грозовой тучей, ветер, гнущий деревья, и беспредельный простор полей.

Советским морякам и романтике моря посвящены работы С. Фридлянда Выход на путину (иллюстрация № 44) и Труженики моря Е. Халдея (иллюстрация № 45). Эти работы характеризуются тем, что наряду с прекрасным красочным простором моря на первом плане показан человек, неразрывно связанный своим трудом со стихией, на фоне которой он изображен.

В работе Выход на путину мы видим труд рыболовов. Четкое и выразительное композиционное распределение материала, ощущение ветра, порванных ветром облаков, сквозь которые прорываются лучи солнца, освещающие сильную и выразительную фигуру моряка, расположенную на первом плане, прекрасно переданная фактура воды, барашков на поверхности моря и силуэтов баркасов придают изображению динамичность, романтику и экспрессию.

В Тружениках моря суровые фигуры моряков, брызги разбивающихся о борт судна волн рассказывают о суровом труде и о преодолении стихии человеком.

Интересна по экспрессии и тональному решению работа А. Морозова Лыжники (иллюстрация № 46). Четкость и целеустремленность движения подчеркнута здесь предельной обобщенностью (почти до силуэтов) фигур обоих лыжников.

Тональное решение помогает передаче динамики кадра. Здесь ничто не отвлекает глаз зрителя от лыжников. Перламутрово-серый тон создает ощущение морозного утра, не акцентируя его особенностей. Снежная дымка, вьющаяся за палками, еще раз подчеркивает четкую направленность движения людей.

Яркой жизнерадостностью пронизана работа фотохудожника Г. Зельма Весна в Грузии (иллюстрация № 47).

Цветущие деревья, трактор, начавшийся сев, яркое солнце и беспредельная глубина ясного неба насыщают Весну в Грузии свежестью и ощущением радости созидательного труда.

Стремясь изобразить углубленный и конкретный образ природы, необходимо передать материал и пространство во всем их разнообразии, ибо только такое изображение сделает пейзаж-



образ живым и материальным, только тогда он станет средством познания красоты природы.

Пейзаж в отличие от иных изображений охватывает большие пространства, видимость которых изменяется в зависимости от условий освещения и состояния атмосферы.

При изображении событий, людей основной объект находится обычно на первом либо на втором плане, и именно там сосредоточивается внимание зрителя. Пейзаж многопланов, и в умении ссздать ясную различимость этой многоплановости заключается мастерство фотохудожника-пейзажиста.

Для достижения многоплановости в изображении фотохудожнику всегда необходимо учитывать состояние воздушной среды, которая имеет порой решающее значение для передачи расстояния между первыми и дальними планами изображения. Из этого следует, что применение светофильтров, разряжающих воздушную дымку, не всегда обязательно, так как часто именно плотность воздушной среды создаст глубину пространства в изображении.

Задачей мастера-фотографа является также очищение пейзажа от всего случайного, нехарактерного, от элементов, мешающих восприятию основного образа; а так как в пейзаже фотографу приходится изображать массы и предметы, не легко переносимые с места на место, то очищение пейзажа от не имеющих отношения к основной теме элементов достигается чаще всего выбором точки видения и определением высоты горизонта.

Благодаря развитию новых средств передвижения современный человек может наблюдать природу с самолета, из окна поезда, с борта парохода. Это обстоятельство значительно обогатило изобразительные возможности фотографин, кроме того, именно фотография в силу особенностей своих сумела использовать эти новые возможности по-новому, показать окружающую действительность с ее невиданными до сих пор характерными особенностями.

Авиация внесла много новых элементов в наше восприятие пространства и движения. Она помогла увидеть колоссальные просторы нашей земли, изменяющееся ее лицо. Изображения, сделанные с самолета, показали явления с точки зрения необычной для нашего повседневного видения окружающего мира и по-новому раскрыли их красоту и смысл. Весь сложный и новый комплекс явлений, который внесла авиация в наше представление о мире, не мог не остановить на себе чуткого ко всему новому взора наших мастеров фоторепортажа.

Работа А. Шайхета Уборка колосовых комбайном (иллюстрация № 48) является оригинальным изображением, показывающим безбрежность колхозных полей. Благодаря необычной точке зрения мы видим, как по океану пшеницы, как корабль, плывет комбайн, оставляя за собой массивы скошенного поля.

6 к. р я Еаммм 67




Яндекс.Метрика