Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Работа Я Халипа Квадрат 64 (иллюстрация № 49) показала движение торпедных катеров, по-новому изобразила их скорость. Мы чувствуем в ней, как огромное пространство мгновенно поглощается большими скоростями движения. Мы с новой точки зрения видим целеустремленность этого движения и причудливые узоры волнующегося моря, вызванные стремительным движением катеров.

Эти работы по-новому обогащают наши познания и представления об окружающем нас мире.

Работа Д. Дебабова Кратеры потухших вулканов (иллюстрация № 50) благодаря авиасъемке дает новое представление о пространстве, о его относительности и создает новое восприятие масштабов.

Кратеры потухших вулканов вообще смогли стать объектом изображения только в результате возможности съемки с самолета.

Однако основное достоинство этих работ не исчерпывается использованием новых изобразительных возможностей, созданных применением новой точки видения, - это основное достоинство заключается в глубоком и динамическом раскрытии темы.

В отличие от формалистических пейзажей настроения и пейзажей дореволюционных фотографов раннего периода развития художественной фотографии, почти всегда зыражающих бедность и печаль (работы С. Лобовикова, А. Карелина, Н. Петрова, П. Клепикова), советский фотопейзаж утверждает богатство и красоту природы нашей Родины, преобразованной социалистическим строем, и в силу этого приобретает большое общественное значение.

Мастера советской фотографии зорко подмечают черты нового в пейзаже нашей Родины и стремятся показать плоды колоссального плана социалистических преобразований. Пейзажи, изображающие лицо нашей преображенной земли, одновременно выражают и страстную заинтересованность мастеров фотографии в судьбах своей Родины.

В Советском Союзе природа стала объектом гигантского социалистического переустройства. Великий сталинский план лесонасаждений, поворот русел больших рек, строительство гигантских гидоостанций говорят о том, что советский человек не бездеятельный созерцатель красот природы, а самоотверженный, деятельный и неутомимый преобразователь ее.

В отчетном докладе XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б) в январе 1934 года товарищ Сталин говорил об изменении пейзажа нашей Родины, происшедшем за годы социалистического строительства.

Изменился облик наших крупных городов и промышленных центров. Неизбежным признаком крупных городов буржуазных стран являются трущобы, так называемые рабочие кварталы на окраинах города, представляющие груду темных, сырых, боль-



шеи частью подвальных, полуразрушенных помещении, где обычно ютится неимущий люд, копошась в грязи и проклиная судьбу. Революция в СССР привела к тому, что эти трущобы исчезли у нас. Они заменены вновь отстроенными хорошими н светлыми рабочими кварталами, причем во многих случаях рабочие кварталы выглядят у нас лучше, чем центры города. Еще больше изменился облик деревни. Старая деревня - с ее церковью на самом видном месте, с ее лучшими домами урядника, попа, кулака на первом плане, с ее полуразваленными избами крестьян на заднем плане - начинает исчезать. На ее место выступает новая деревня с ее общественно-хозяйственными постройками, с ее клубами, радио, кино, школами, библиотеками и яслями, с ее тракторами, комбайнами, молотилками, автомобилями .

Воплощение этих изменений облика нашей Родины, ее природы, городов, сел и социалистического строительства является основной задачей советского фотопейзажа.

Газета Правда в номере от 24 октября 1931 г. писала:

Дело пролетарской фотографии рассказать и показать всему миру конкретные победы социализма, рассказать и показать тем конкретным и неопровержимым языком, который свойственен фотографии и кино больше, чгм всякому другому искусству, и который доступен широчайшим миллионным массам .

Советский человек должен повседневно видеть, как осуществляется сталинский план лесонасаждений, как идет строительство гидростанций, как преобразовываются пустыни и голодные степи.

Изображение этих событий требует от советского мастера-фотографа серьезного, вдумчивого подхода, не поверхностной фиксации этих событий, а продуманного композиционного решения, не холодного, бесстрастного репортажа, а умения на основе увиденного создать изображения цельные, поэтически рассказывающие о нашей прекрасной Родине.

Таким образом, основой советского фотопейзажа должно быть не только чувство природы и настроения, а понимание и волнующее, поэтическое изображение событий гигантской соцпалисти- ческой перестройки природы, радость созидания, радость преодоления препятствий на пути преобразования природы.

Поэтому все чаще в пейзаже изображается человек и элементы, определяющие преобразование природы человеком.

Стремление воспроизвести в изображении наиболее полно природу нашей Родины и разворачивающиеся в связи с ее преобразованием события привело к рождению нового конкретного и тематического пейзажа, а также вызвало к жизни жанр с^ото-очерка.

Мастера фотографии не ограничиваются больше при показе какого-либо события или процесса одним фотокадром, а создают цикл изображений, последовательно излагающих в логическом



порядке происходящие сооытня или процессы и таким образом решающих тему.

Несомненно, фотоочерк возник под влиянием документальной кинематографии, где в ярких киноочерках изображаются все значительные события общественной жизни и факты трудовой деятельности.

Фотоочерк отнюдь не цикл фотоиллюстраций к тексту, он сам по себе является образным, пластическим рассказом; текст же, предпосланный очерку в целом или каждому изображению в отдельности, является вспомогательным, конкретизирующим и поясняющим материалом.

В фотоочерке, состоящем из нескольких фотографин, каждая отдельная фотография является частью целого, поэтому методы изобразительного решения каждой отдельной фотографии в нем несколько иные, нежели в обычной фотографии.

Сложное композиционное построение, композиционная замкнутость, уравновешенность, присущая одному изображению, которое полностью раскрывает тему, в отдельных изображениях фотоочерка может иногда и отсутствовать, так как здесь важна композиция серии в целом. Отдельные изображения могут быть фрагментарны, выделять детали, подробности общего, необходимые для полноценного впечатления.

Поэтому к отдельным изображениям в фотоочерке не могут предъявляться такие же требования, какие обычно предъявляются к фотоизображению; отдельная фотография, вырванная из контекста очерка, часто будет выглядеть неполноценно, так как тема в целом решается не в пределах каждой отдельной фотографии, а в серии их.

Однако все это отнюдь не снижает художественных требований, предъявляемых к мастеру фотографии, решающему тему в виде фотоочерка. Его задача осложняется необходимостью организации материала в отдельных фотографиях с таким расчетом, чтобы каждая фотография служила последовательным продолжением другой и чтобы серия в целом ясно и подробно раскрывала тему.

Работа над фотоочерком требует от фотомастера досконального знания изображаемого материала и тщательно продуманного отбора наиболее существенных и выразительных моментов, раскрывающих тему.

Большое значение в развитии советского фотоискусства имело издание журнала СССР на стройке , ныне называющегося Советский Союз .

Журнал Советский Союз состоит исключительно из отдельных фотографий и фотоочерков, сопровождаемых кратким литературным текстом.

Напечатанные в нем фотоочерки и отдельные фотографии по качеству своему являются образцом и наглядным учебным пособием для многих молодых мастеров фотографии.




Яндекс.Метрика